Татьяна Еременко
Программа дополнительного образования «Сундучок сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Кулундинского района, Алтайского края
Кружок любителей литературы
«СУНДУЧОК СКАЗОК»
(подготовительная группа)
на 2019-2020
учебный год
Воспитатель
Еременко Т. Н.
КУЛУНДА 2019
Содержание образовательной
деятельности в подготовительной группе
(дети 6-7 лет)
Публикация «Программа дополнительного образования „Сундучок сказок“» размещена в разделах
«СУНДУЧОК СКАЗОК»
ЦЕЛЬ: формирование общечеловеческой, гуманистической ориентации на проявление эстетического в окружающем мире, собственной доказательной эмоционально-эстетической позиции; представлений о жанровом своеобразии внутри каждого вида искусств; умения творчески реализовывать полученные задания в различной деятельности.
ЗАДАЧИ:
В направлении «Художественная литература»
- Формировать устойчивые навыки эффективного обращения с книгой.
- Учить осознанно воспринимать, осмысливать произведение без динамичного содержания: стихотворение, статью, басню.
- Закреплять представления о литературных жанрах.
- Формировать умение сохранять стилистические и жанровые особенности произведения при пересказе.
- Стимулировать интерес к литературному творчеству (творческое рассказывание, придумывание сказок, загадок).
- Развивать связную, логическую, выразительную речь.
В театрализации
- Учить отражать эмоциональные состояния (грусть, печаль, горе, счастье и др., проигрывать литературные зарисовки, создавать образы, используя литературный, музыкальный, художественный опыт.
- Совершенствовать индивидуальные исполнительские навыки, умение планировать и распределять обязанности в театрализации.
- Воспитывать культуру.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕНТЯБРЬ
Тема О чем печалишься, Осень В огороде помидор взгромоздился на забор… Стало вдруг светлее вдвое (заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень») Фантазеры
(по рассказам Н. Носова)
Цель Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов, развивать поэтический слух Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, чувствовать и понимать образность языка стихотворения. Закреплять знания об овощах Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонационно спокойную грусть осенней природы. Продолжать развивать поэтический слух детей, упражнять в подборе эпитетов Учить понимать идею рассказа, видеть связь названия рассказа с содержанием. Развивать творческое воображение, умение придумывать, фантизировать
Литература И. Бунин «Листопад»
Г. Скребицкий «Осень»
И. Соколов-Микитов «Год в лесу»
М. Пришвин «Последние грибы» Дж. Родари «Приключения Чипполино»
Я. Бжехва «Помидор» (пер. Б. Заходер) А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Ю. Каспарова «Осенние листочки»
О. Высоцкая «Осень»
А. Плещеев «Осенью»
И. Токмакова «Сентябрь» Н. Носов «Фантазеры», «Дружок»
Потешки-небылицы
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Методические приемы 1 Сюрпризный момент «Осенний букет»
2 Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»
3 Рассматривание иллюстраций об осени
4 Игровое упражнение «Скажи по-другому»
5 Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» (дети слушают с закрытыми глазами)
6 чтение рассказа М. Пришвина «Последние грибы».
7 Психогимнастика «Осенний листочек, летит и кружится 1 Игра «Угадай на вкус»
2 Чтение и заучивание стихотворения «Помидор».
3 Беседа по содержанию
4 Физминутка «В огороде чудеса»
5 Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
6 Речевое упражнение «придумай рифму»
7 Отгадывание загадок про овощи 1 Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»
2 Беседа по содержанию стихотворения
3 Физминутка «Листопад»
4 Повторное чтение стихотворения
5 Дети заучивают стихотворения, опираясь на свои рисунки
6 Речевое упражнение «Подбери сравнение» (листья летят, как) 1 Чтение рассказа «Фантазеры»
2 Придумывание новых историй по цепочке
3 Минутка размышлений «Как пристроить маленьких щенков»
4 Просмотр видео по рассказу «Дружок»
5 игровое упражнение «Волшебный чемодан- узнай, что в нем?»
ОКТЯБРЬ
Тема Уж небо осенью дышало…
(заучивание) Волшебные сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Рассказывание РНС»Царевна-лягушка (в обработке А. Толстого) Об осени и осеннем дожде
Цель Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть передавая интонацией печаль осенней природы. Чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух. Расширять представление о пейзажной лирике, учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка
Литература А. Толстой «Осень»
А. Пушкин «Унылая пора»
Ф. Тютчев «Есть а осени первоначальной» П. Ершов «Конек-горбунок»; «Бела уточка»; «Заколдованная царевна», «Марья-Моревна»; «Финист-Ясный сокол» Волшебные сказки : «Василиса прекрасная», Волшебное кольцо», «Жар-птица и Василиса-Царевна», «Царевна-змея» К. Бальмонт «Осень»
А. Толстой «Осень»
А. Плещеев «Осень наступила», «Скушная картина»
А. Пушкин «Цыганы» (отрывок из поэмы)
Методические приемы 1 На доске портрет А. С. Пушкина
- Может, знаете, кто это?
2 Чтение знакомых детям отрывков из произведений А. Пушкина.
3 чтение отрывка «Унылая пора, очей очарованье»
4 Чтение отрывка «Уж небо осенью дышало»
5 Заучивание по схеме.
6 Беседа (признаки осени, настроение и др.)
7 речевое упражнение «Скажи по другому»
8 Словесное рисование 1 Проблемный вопрос «Почему сказки бывают волшебными?»
2 «Вместе найдем волшебство»- чтение «Сказки о царе Салтане»
3 Ритмическое упражнение «Превращалки»
4 Путешествие по содержанию: - на сколько частей можем разделить сказку?
- роль птицы в сказке.
5 Рассматривание иллюстраций и видео эпизода сказки
6 Словотворчество «Если бы я был волшебником» 1 Рассматривание новой книги
2 Чтение сказки «Царевна-лягушка»
3 Беседа по содержанию: - самые волшебные моменты;
- самые интересные (грустные, счастливые, смешные) моменты; - сравнение героев
4 Физминутка «Чудеса из сказки»
5 Рассматривание иллюстраций и видео фрагмента сказки
6 Поиграем в волшебство «Махну рукавом…» 1 организовать выставку картин в группе (А. Саврасов «К концу лета на Волге»; В. Поленов «Золотая осень»; Ю. Клевер «Осенний пейзаж» и др.
2 Беседа об осени и осеннем дожде.
3 Чтение с детьми стихов об осени
4 Психогимнастика «Осенний дождь»
5 Декламирование знакомых стихов об осени
6 Дидактическая игра «Художник осень: холодные, теплые тона»
НОЯБРЬ
Тема «Есть в осени первоначальной…» (стихотворения о поздней осени) Сопоставление двух сказок «Падчерица» и «Хаврошечка» Полосатые стихи и не только… «Первый снег» (заучивание стихотворения Е. Трутневой)
Цель Закрепить знания детей об осенней природе. Вызвать любование красками осени. Развивать поэтический слух. Учить замечать сходства и различия в построении сюжета, идее, характеров героев двух сказок. Формировать умение выделять в тексте выразительные средства Учить определять особенности ритма, слога, образности языка в стихотворении. Формировать интерес к стихосложению. Учить интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения
Литература Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье…» Я. Сегель «Как я был мамой».
Ю. Яковлев «Мама».
В. Драгунский «Он живой и светится».
РНС «Хаврошечка». Туркменская сказка «Падчерица» Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».
О. Молчалова «Полосатые стихи».
Г. Сапгир «Полосатые стихи».
В. Новичихина «Необычный зоопарк» И. Бунин «Первый снег».
С. Городецкий «Первый снег».
Г. Скребицкий «Четыре художника». В. Новичихина «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».
Методические приемы 1 Новые страницы в книге Осени:
- что примечательно в осени первоначальной?
2 Чтение стихов под классическую музыку
3 Словесное рисование портрета осени «Очей очарованье»
4 Речевое упражнение «С чем сравнили поэты позднюю осень?»
5 Коллаж из последних осенних листочков «Не грусти, осень!»
1 Литературное исследование «Похожие сказки».
2 Рассказывание одной сказки и видео фрагменты другой.
3 Сравнение начала и конца сказки.
4 Чему учат эти сказки?
5 Марафон пословиц о трудолюбии и честности.
6 Рассматривание иллюстраций к сказке «Хаврошечка».
7 Драматизация понравившихся эпизодов. 1 «Дядя Федор, пес и кот» чтение просмотр мультфильма.
2 Чтение стихотворений.
3 Придумывание новых рифм «Рифмоплет».
4 Оформление книжки-малышки «стихи и скороговорки в полоску» (со стихами придуманными детьми).
5 Речевое упражнение «Что еще бывает в полоску». 1 Наблюдение из окна за первым снегом.
2 Рассматривание иллюстраций о первом снеге.
3 Речевое упражнение «На что похож первый снег» (подбор сравнений).
4 Чтение стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».
5 Беседа о прочитанном (какие чувства; какие герои)
6 Чтение с установкой на запоминание.
7 Заучивание (по цепочке, тихо, вместе и тд.)
8 Чтение других стихов, понравившихся детям.
ДЕКАБРЬ
Тема Мороз-воевода дозором… (заучивание) Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» Волшебные сказки Волшебные сказки
Цель Учить выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно передавать нежность, любование зимней природой Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею; показывать связь идеи сказки со значением пословиц Формировать умение целостно воспринимать сказки в единстве их содержания, закреплять знания об особенностях жанра сказки (композиционных, языковых)
Литература Н. Некрасов «Мороз-воевода», «Поет зима, аукает».
В. Фетисов «Синий вечер».
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…» В. Одоевский «Мороз Иванович».
РНС «Снегурочка».
А. Толстой «Морозко».
М. Михайлов «Два Мороза». Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева».
П. Бажов «Серебряное копытце» Г. Х. Андерсен «Елка».
А. Гофман «Щелкунчик».
В. Гауф «Карлик Нос»
Методические приемы 1 Слушание аудиозаписи «Звуки зимы: метель, вьюга и др.»
2 Любование природой из окна, на прогулке.
3 Чтение стихотворения Н. Некрасова.
4 Заучивание по ассоциациям.
5 Конкурс чтецов стихотворения в группе (приз_ письмо от Деда Мороза)
6 Рассматривание иллюстраций в книгах о зиме.
7 Видеофрагмент о зиме.
8 Речевая игра «Синонимы» (зима какая)
9 изготовление коллажа «Чародейка зима» 1 Исследование значения пословицы «Что посеешь, то и пожнешь».
2 Чтение сказки с демонстрацией иллюстраций на слайдах.
3 Беседа:
- Подходит ли по смыслу пословица?
- Как звали дочек?
- Что они любили делать и др.
4 Речевое упражнение «Слова для Ленивицы, слова для Рукодельницы».
5 Анализ фразеологизмов: «в поте лица», «лежать лежнем», «одна нога здесь, другая там», «не покладая рук».
6 Словесный портрет Ленивицы и Рукодельницы.
7 Чтение сказки с выставки.
8 Драматизации по желанию. 1 Приключения в Книге сказок (каждый день детей ждет новая сказка).
2 Чтение и рассказывание сказок.
3 Просмотр видео фрагментов.
4 Беседы о прочитанном или увиденном.
5 драматизация эпизодов.
6 Словесное сравнение героев сказок.
7 Речевое упражнение «Слова из сказки».
8 Придумывание новых окончаний для сказок.
9 Подбор пословиц к сказкам.
10 Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету)
1 Чтение и рассказывание сказок.
2 Просмотр видео фрагментов.
3 Беседы о прочитанном или увиденном.
4 Драматизация эпизодов.
5 Словесное сравнение героев сказок.
6 Речевое упражнение «Слова из сказки».
7 Придумывание новых окончаний для сказок.
8 Подбор пословиц к сказкам.
9 Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету)
10 Составление сказок по пословицам.
ЯНВАРЬ
Тема Рождественские стихи и сказки Снежинки
(стихи) На санках, на лыжах с тобой забавляемся зимой Волшебный мир сказок П. Бажова
Цель Учить выразительно читать стихи наизусть, интонационно передавать радость, праздничное настроение. развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Учить эмоционально воспринимать образное содержание авторских сказок, показывать связь идеи сказки со значением пословиц.
Литература С. Черный «Рождественское»
А. Фет «Явление ангела пастырям», «Ночь тиха»
В. Приходько «Рождество» Б. Пастернак «Падает снег»,
Э. Асадов «Снег кружится, снег ложится»
С. Михалков «Снег летит, совсем не тает», «Снег искрится, снег кружится», «Снежинки»
С. Черный «Снег, снег, снег, снег» А. Гайдар «Чук и Гек»,
Л. Толстой «Филлипок»,
Н. Носов «На горке» П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»
Методические приемы 1 Видеоряд «Библейские истории для детей»
2 Чтение и разучивание стихотворений по желанию детей с применением различных средств:
- по схемам,
- парами,
- по ассоциациям.
3 Словесное рисование «Рождественские сны».
4 Обсуждение новых слов, незнакомых детям.
5 Речевое упражнение «Рифмы» (звезда) 1 Задание от Снегурочки: «собрать словесный ряд к слову снег» .
2 Придумывание рифм со словами из словесного ряда.
3 Разучивание стихов.
4 Драматизация по ассоциациям «Снег как…».
5 Создание книжки-малышки «Снежинки-фантазерки».
6 Игровое упражнение «Подскажи словечко».
7 Конкурс чтецов:
- самый громкий,
- самый четкий,
- самый выразительный,
- самый тихий,
- самый нежный
1 Рассматривание картин с изображением зимних забав.
2 Создание группового фотоальбома «На санках, на лыжах с тобой забавляемся зимой» (совместно с родителями)
3 Чтение рассказов по желанию детей.
4 Организация деятельности по прочитанному:
- обсуждение (что понравилось, что узнали нового и т. д.)
- рассказывание коротких рассказов в слайдовом сопровождении;
- просмотр видео фрагментов.
5 участие в выставке книг, рассматривание обложек иллюстраций 1 Появление в группе новой необыкновенной книги П. Бажова.
2 Долгочтение, рассматривание рисунков, обсуждение прочитанного.
3 Энциклопеди-ческие знания:
- полезные ископаемые;
- драгоценные металлы и камни;
- гномы, эльфы;
- мастера своего дела.
4 Драматизация понравившихся эпизодов сказки.
5 Дизайн одежды для героев сказки с помощью различных техник рисования.
ФЕВРАЛЬ
Тема С. Есенин «Белая береза» (заучивание стихотворения, творческое рассказывание) Стихи и сказки о любимых игрушках Былины о защитниках земли русской
Цель Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать любование зимней природой, нежность Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею; показывать связь значения сказки со значением пословиц Познакомить с былинами о русских богатырях – былинных героях – защитниках Отечества. Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагами. Рассмотреть доспехи и оружие древних русских воинов.
Литература С. Есенин «Белая береза», «Поет зима, аукает».
С. Маршак «Круглый год. Декабрь. Январь» А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
А. Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдатики»; стихотворения об игрушках любого автора. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калинцарь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Садко», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца»
Методические приемы 1 Сравнительная характеристика снега в разные периоды зимы (метель, вьюга, иней и др.)
2 Чтение стихотворений по желанию детей (на слайдах)
3 Беседа о том, что особенно нравится
4 Прослушивание стихотворения для заучивания в аудиозаписи.
5 Обсуждение эпитетов (горят снежинки в золотом огне).
6 Заучивание с помощью визуализации (готовые картинки)
7 Конкурс чтецов (слушатели дети из другой группы)
8 Придумывание сказки «Снежок и березка». 1 Создание мотивации (по выбору) :
- пропали игрушки у малышей;
- появились новые игрушки, но они для малышей.
2 Чтение стихотворений (по желанию детей)
3 Рассказывание интересных историй из опыта детей об их любимых игрушках.
4 Чтение сказок.
5 Организация деятельности по сказке «Золотой ключик:
- просмотр видеофрагментов;
- придумывание новых эпизодов, героев и др.
- разыгрывание миниатюр в театре Карабаса.
6 Организация деятельности по сказке «Урфин Джюс» :
- беседы о прочитанном;
- изготовление солдатиков из разных материалов;
- изготовление макетов по сказке (совместно с родителями) 1 Виртуальная экскурсия на экспозицию, где представлены картины с изображением былинных героев.
2 Беседа о доспехах, необычном обмундировании, героических поступках.
3 Чтение басен по выбору детей.
4 Беседа о прочитанном.
5 Погружение в атмосферу (изготовление атрибутов, разучивание песен, танцев).
6 Физминутка «Богатыри».
7 Драматизация понравившихся сюжетов.
8 Просмотр видео
МАРТ
Тема Литературные сказки Рассказы и стихи о маме Что такое хорошо и что такое плохо Под водой мир другой…
Цель Подвести к пониманию нравственного понимания сказки, мотивированной оценке поступков и характеров героев Учить понимать содержание стихотворений, помогать в осмыслении значений образных выражений, воспитывать нравственные качества Учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия с содержанием Учить выделять речевые средства в художественной и познавательной литературе о природе, использовать в повседневной речи новые слова.
Литература В. Катаев «Цветик-семицветик»;
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» («Коротышки из Цветочного города»). В. Осеева «Три сына»;
Я. Сегель «Как я был мамой»;
Е. Благинина «Посидим в тишине» (наизусть – девочки);
П. Синявский «Сюрприз» (наизусть – мальчики);
М. Халеева «Подарок маме»;
О. Дриз «Я и мама». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
В. Осеева «Хорошее», «Плохо»
В. Губарев «Королевство кривых зеркал» В. Бианки «Подводный мир»;
Г. Андерсен «Русалочка»;
РНС»Огонь, вода и медные трубы»;
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Методические приемы 1 Рассуждение на тему «Если у вас в руках волшебная палочка…»
2 Чтение или просмотр видеосказки.
3 Беседа с детьми:
- кто главный герой?
- как появился цветок?
- кем была старушка?
- Похожа ли сказка на рассказ?
- почему?
4 Пересказ понравившегося отрывка.
5 Игровое упражнение «Исполнение желаний» (по типу игры «Фанты»)
6 творческое задание «Сочинить сказку о добрых делах». 1 Проблемная ситуация «Как же маму поздравить?»
2 чтение рассказа В. Осеевой «Три сына»
3 Обсуждение нравственной проблемы.
4 Разучивание стихотворений с помощью слайдовых презентаций или мнемотаблиц
5 Мини турнир «Лучший чтец»
6 Речевая игра «Синонимы» :
- Моя мама самая,
- У меня будет подарок самый,
- Я хочу чтобы мама…;
7 Выставка в группе «Умелые мамины руки» 1 Организация деятельности по коллекционированию хороших и плохих дел.
2 Обсуждение копилки.
3 Чтение произведений, организация деятельности в соответствии с тем произведением, которое заинтересовало детей.
4 Сравнительная характеристика произведений:
- Чем похожи?
- В чем отличие?
- Что в каждом запомнилось? Почему?
5 Просмотр видеофрагментов. 1 Исследовательские задания по книге В. Бианки «Загадки подводного мира»
2 Чтение сказки «Русалочка»
3 Обсуждение проблемы Русалочки, стоящей перед выбором.
4 Драматизация эпизодов, понравившихся детям из сказок.
5 Речевое упражнение «Золотая рыбка» (дети загадывают желание по теме море)
6 Игровое упражнение «Угадай из какой это сказки?»
7 Словотворчество «Альбом морских слов»
АПРЕЛЬ
Тема Космические приключения Возвращаются певцы (стихи о весне и птицах) Литературное сочинение «Сочинялки» Заяц в лес бежал по лугу…
Цель Учить самостоятельно составлять описательные рассказы о предметах, опираясь на литературный опыт в подборе речевых средств выразительности. Учить замечать изобразительно – выразительные средства языка, выразительно декламировать разученные произведения. Привлекать к исследовательской деятельности в литературной области, мотивировать дошкольников к элементарным приемам сочинительства. Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы.
Литература М. Пляцковский «Ракета».
Ю. Герман «Рассказы».
Н. Носов «Незнайка на луне» Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы».
П. Воронько «Журавли».
В. Бианки «Молодая ворона».
Л. Толстой «Птичка» О. Дриз «Стеклышки».
А. Лингрен «Пеппи – Длинныйчулок». Н. Рубцов «Про зайца». Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»
Методические приемы 1 Путешествие в космос:
- На чем полетим?
- Что возьмем с собой?
- Что увидим?
- Что узнаем?
2 Чтение произведений по желанию детей.
3 Организация деятельности по произведению Н. Носова:
- знакомство с творчеством автора;
- чтение сказки с видеосопровождением;
- драматизация понравившихся эпизодов сказки;
- речевые игры по сказке (как изобразил автор)
4 чтение и заучивание стихов по схемам, присланным из космоса. 1 Игровое перевоплощение:
- Каких птиц вы знаете?
- В каких превратимся?
2 Организация деятельности в виде путешествия по лесу, городу, волшебным местам.
3 Чтение произведения сопровождается различными приемами: использование мнемотаблиц, звуковых, музыкальных, видеофрагментов…
4 Заучивание понравившихся стихотворений.
5 Игровое упражнение «Птичий хор».
6 Речевая игра «Угадай, чей голосок» 1 Исследовательское задание: Найти и прочитать произведения – игры в слова и со словами, сочиненные русскими и зарубежными авторами. Собранный альбом поможет организовать образовательную деятельность.
2 Речевое упражнение «Сочини по образцу».
3 Речевая игра – шутка «Прибавляйка» (к каждому слогу прибавить –ки).
Создание словаря новых слов, придуманных детьми, с объяснением лексического значения.
5 Чтение произведения, просмотр видео.
6 Игровое упражнение «Загадай желание» 1 Игровое упражнение «Объяснялки» (что такое рассказ, стих, сказка).
2 Мини-викторина «Кто больше назовет произведений о зайцах».
3 Чтение произведений.
4 Беседа о прочитанном.
5 Речевое упражнение «Подбери слова» (маленькие зайцы –прибежали, старые - приплелись, взрослые -)
6 Анализ фразеологизмов «душа в пятки», «задал стрекоча» и др.
7 Мимические упражнения «Изобрази зайца. Угадай какой он?»
8 Словотворчество «Придумай свою историю».
МАЙ
Тема Цветной мир детства
(рассказы о детях) Страна Играния Волшебство весенних цветов
Цель Учить понимать идею произведения, сопереживать и радоваться вместе с героями, видеть связь названия произведения с содержанием, фантазировать Выявить эмоциональную тональность произведения; учить находить изобразительно – выразительные средства создания образов (олицетворение, сравнение) и определять их функцию в тексте; учить сравнивать тексты разных авторов. Учить выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно передавать восхищение красотой цветов, развивать поэтический слух
Литература О. Дриз «Когда человеку шесть».
Б. Житков «Как я ловил человечков».
Л. Толстой «Филлипок».
В. Одоевский «Городок в табакерке».
О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Чертенок №13» С. Рагулина «Страна Играй-ка».
В. Новичихина «Страна Играния».
В. Нечунаев «Ленивая игрушка», «Юла».
В. Паликова «Юла». Е. Серова «Гвоздика», «Ландыш», «Подснежник», «Чертополох».
О. Высоцкая «Одуванчик».
Г. Новицкая «Ромашка», В. Новичихина «Одуванчики» (наизусть по выбору детей)
Методические приемы Планировать речевую деятельность в соответствии с выбранным произведением.
1 Совместное чтение или просмотр видео.
2 Беседа о прочитанном (на основе проблематики текста)
3 Придумывание новых историй.
4 Создание книги «Наши фантазии».
5 Игровое упражнение «Я умею колдовать».
6 Разыгрывание сюжетов понравившихся произведений.
7 Речевое упражнение «Рассуждалки». 1 Организация выставки книг со стихами.
2 Беседа. Можно ли по картинке определить, о чем написано стихотворение?
3 Игры со словами:
- придумывание несуществующих слов;
- подбор смешных рифм;
- собрать словарь «добрых слов», «смешных слов», «злых слов» и др.
4 Заучивание наизусть по желанию детей.
5 Анализ стихотворений.
6 Словесное рисование. 1 Психогимнастика «Из семян вырастают цветочки».
2 Чтение стихотворений и сопоставление с картинками И. Щетининой.
3 Заучивание понравившихся стихотворений с помощью схем.
4 Конкурс лучших рассказчиков.
5 Словесная игра «Синонимы и антонимы к слову цветок».
6 Рифмобой (дети делятся на команды, одни говорят слово, другие – рифму, и наоборот).
7 Игровое упражнение «Ромашка» (на каждом лепестке речевое задание).