Надежда Карпова
Программа дополнительного образования «Речецветик» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистам. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Не для кого не секрет, что ребенок с плохо развитой мелкой моторикой, плохо держит ложку, карандаш, не может выполнить действия, которые доступны другим детям, что приводит к перепадам настроения, стрессовым ситуациям и замкнутости ребенка. В дальнейшем очень тяжело и проблематично происходит подготовка к овладению навыками письма. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать с самого раннего возраста, а доступные формы и методы работы с детьми в кружке помогут быстро развивать моторику, а впоследствии и речь ребенка.
Публикация «Программа дополнительного образования „Речецветик“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
Регулярные занятия пальчиковыми играми, играми со шнуровкой, бусинками, нетрадиционными видами продуктивной деятельности позволит улучшить психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать развитию мелкой моторики рук.
Цель:
Развивать речь детей 2- 3 лет посредством формирования и развития мелкой моторики рук
Задачи:
1. Активизировать мелкую моторику и тактильную чувствительность рук детей с помощью пальчиковых игр, нетрадиционных приемов и методов в продуктивной деятельности, играми со шнуровкой, бусами, крупами, крышками и т. д
2. Обогащать словарный запас каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей
3. Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки
План работы кружка «Речецветик»
Месяц / Деятельность
Сентябрь
Занятие №1
Упражнение1
Пальчиковая игра «Кап-Кап дождик»
Дождик, дождик, кап, кап, кап - пальчиком одной руки стучат по ладошке другой рукой
Ты не капай долго так – грозят пальчиком
Дождик, дождик льется - пальчиком одной руки стучать по другой рукой
В ручки не дается - разводят руки в стороны
Цель: Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Упражнение 2
Упражнение «Смятые комочки» (бумага)
Цель:Упражнять детей в расправлении мятой бумаги, развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность
Упражнение 3
Самомассаж граненным карандашом
Цель:развивать тактильную чувствительность приемом катания граненного карандаша каждого пальчика отдельно и всей ладонью, познакомить со свойством предмета (карандаш твердый, не мнется как бумага,грани касаются пальчиков)
Занятие 2
Упражнение 1
Пальчиковая игра «Капустка»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
Цель:Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, умения согласовать речь с движениями рук
Упражнение 2
«Хлопки-хлопки»
Цель: упражнять детей в хлопанье ладошами по сигналу, тихо, громко, быстро, медленно, развивать чувства темпа, моторику рук.
Упражнение 3
«Лейся водичка»
Цель: познакомить детей с переливанием воды с помощью ложек в большую посуду, развивать координацию движений рук, мелкую моторику, развивать тактильные ощущения (вода теплая, оставляет след и т. д)
Занятие№3
Упражнение 1
Пальчиковая игра с применением артикуляционной гимнастики «Воздушный шар»
Цель: развивать дыхательный аппарат детей с изменением интенсивности направления струи воздуха, развитие мелкой моторики рук
Упражнение 2
Сминание бумаги «Прянички»
Цель: упражнять детей в смятии бумаги, скатывании ее в комок (пряники для куклы, развивать мелкую моторику и тактильное восприятие
Упражнение 3
Самомассаж бусинками
Цель: стимулировать тактильное восприятие, развивать моторику,формировать усидчивость и внимательность, учить катать бусинку по ладони и пальчиками, чтобы не выпадала из рук
Занятие№4
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Дети поочередно сгибают пальчики
Цель: продолжать развивать и улучшать координацию мелкой моторики
Упражнение 2
«Волшебный мешочек»
Цель: познакомить детей с различными материалами, учить находить одинаковые предметы на ощупь
Упражнение 3
Самомассаж пальчиков «Репка»
«вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги. Правая рука - начиная с мизинца, левая - с большого пальца.
Тянут, тянут
Бабка с деткой
Из земли
Большую репку:
«вот пришла бы
Наша внучка,
Помогла б
Собака Жучка
Где же кошка,
Мышка – крошка?
Хоть держалась крепка,
(одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)
Вытянута репка!
(Обе руки вверх в таком положении.)
Октябрь
Занятие №1
Упражнение 1
Пальчиковая игра «Семья»
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья.
Цель: Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Упражнение 2
«Помоги мышкам»
Детям нужно отделить макароны от фасоли в разные емкости
Цель: развивать мелкую моторику рук, продолжать стимулировать тактильное восприятие, учить сортировать разные предметы
Упражнение 3
Самомассаж граненным карандашом
Цель: продолжать развивать тактильную чувствительность приемом катания граненного карандаша каждого пальчика
отдельно и всей ладонью
Занятие 2
Пальчиковая игра «Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, развивать память внимание, умение согласовать движения рук и речь
Упражнение 2
Игры с прещепками (солнышко, тучка, ежик, морковь)
Цель: познакомить детей с играми с прищепками, продолжать развивать мелкую моторику рук,усиливать нажатие при открытии прищепки
Упражнение 3
«Укладываем куклу Машу спать»
Детям предлогается уложить куклу спать, сложить руки правильно, гладить и качать куклу
Цель: познакомить детей со звуком «А», учить петь протяжно, тихо, громко, учить слушать и повторять звук совместно с движениям рук
Занятие №3
Упражнение 1
Пальчиковая игра «Листья»
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, воспринимать слова на слух, повторять за воспитателем, продолжать согласовать движения рук со словами
Упражнение 2
Игры в сухом бассейне «Найди предмет». Сухой бассейн наполнен горохом. Детям поочередно нужно достать предмет.
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук и тактильную ориентировку, учить детей действовать по сигналу.
Занятие №4
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Упражнение 2
«Бусы для Куклы Маши»-нанизывание макаронных изделий на нитку
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, усидчивость и точность движений
Упражнение 3
Самомассаж граненным карандашом
Цель: продолжать развивать мелкую моторику, тактильное ощущение
Ноябрь
Занятие №1
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений, умение совмещать действия рук со словами
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)
Упражнение 2
Рисование пальчиками «Золотые листочки»
Цель: продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя след на бумаге желтыми и красными красками, «припечатывая». Развивать тактильное ощущение и мелкую моторику рук
Упражнение 3
Массаж колючими мячиками (ежики)
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, развивать сенсорное восприятие и тактильное восприятие
Занятие №2
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика Тесто
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук
Упражнение 2
«Кто спрятался в комочке?» разглаживание бумажных комочков с изображением животных
Цель: продолжать упражнять детей в расправлении мятой бумаги, развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность
Упражнение 3
Самомассаж бусинками
Цель: стимулировать тактильное восприятие, развивать моторику,формировать усидчивость и внимательность, учить катать бусинку по ладони и пальчиками, чтобы не выпадала из рук
Занятие №3
Упражнение 1
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Жил был Язычок»
Цель: продолжать развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат
Упражнение 2
Лепка «Пирамидка»
Цель: продолжать учить предмет по образцу, выполняя приемы лепки (скатывание, приплющивание, развивать тактильное восприятие, мелкую моторику
Упражнение 3
Собирание пуговиц разного размера в баночки
Цель: развитие координаций движение, умения взять пальчиками руки предмет, соотнести его (маленькие пуговицы- в маленькую баночку, большие в большую, развивать мелкую моторику
Занятие №4
Упражнение 1
Самомассаж граненным карандашом
Упражнение 2
«Волшебный клубочек»
Цель: учить сматывать клубочек поступательными движениями, развивать мелкую моторику рук, ловкость, аккуратность
Упражнение 3
«Ложечка»-пересыпать гречневую крупу с одной емкости в другую
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений, сосредоточенность, аккуратность
Декабрь
Занятие №1
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту. (поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)
Упражнение 2
«Дорожка»-с помощью манной крупы высыпать дорожку на бумагу»
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия
Упражнение 3
«Мытье игрушек в водичке»
Цель: развивать сенсорное и тактильное восприятие, мелкую моторику.
Занятие№ 2
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика
Мальчик-пальчик.
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Упражнение 2
Рисование ладошками «Животные»
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие
Занятие №3
Упражнение 1
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика «Язычок»
Упражнение 2
Рисование ватными палочками «Снежинки»
Цель: познакомить детей с рисованием ватными палочками, развивать мелкую моторику рук
Упражнение 3
Самомассаж бусинкой
Занятие №4
Упражнение 1
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
Упражнение 2
Лепка «Снеговик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, продолжать учить лепить простыми способами и методами
Упражнение 3
Собирание фасоли разного цвета в разные баночки
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, развивать ловкость рук
Январь
Занятие №1
Упражнение 1
Самомассаж граненным карандашом
Упражнение 2
Рисование по манной крупе
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить рисовать пальчиками по манной крупе простые формы (круг, солнышко, домик, змейка)
Упражнение 3
Мытье игрушек
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорного и тактильного в восприятия
Занятие №2
Упражнение 1
пальчиковая и артикуляционная гимнастика «ветерок» звук «У»
цель: развивать мелкую моторику рук, развивать артикуляционный аппарат, тренировать в произношении звука «У»
Упражнение 2
Аппликация манной крупой «Снеговик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, аккуратность в выполнении работ
Упражнение 3
Самомассаж колючими мячиками (ежиками)
Февраль
Занятие №1
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Машины»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Упражнение 2
«Погремушка»-в бутылку насыпать фасоль, закрутить крышку, послушать как звучит
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движения рук, развивать слух.
Упражнение 3
«Волшебный мешочек»-твердое –мягкое
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить распознавать предметы по своим свойствам-твердое-мягкое.
Занятие №2
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика
«Кораблик»
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка. - Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки, только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
Упражнение 2
Лепка «Баранки к чаю
Цель: продолжать развивать мелкую моторику, умение лепить простыми способами (скатывание, раскатывание, прищипывание)
Упражнение 3
Самомассаж бусинкой
Занятие №3
Упражнение 1
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика «Лошадка» звук «И»
Цель: развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику, координацию движения рук, тренировать в произношении звука «И»
Упражнение 2
Пластилинография «Зимнее дерево»
Цель: развивать мелкую моторику, познакомить с методом лепки «пластилинографией», учить нажатие и раздавливание пластилина по трафарету изображать дерево
Упражнение 3
«Звонкие хлопки»
Цель: продолжать развивать мелкую моторику, хлопать по сигналу (громко, тихо, быстро, медленно)
Занятие №4
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)
В прятки пальчики играли,
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Упражнение 2
Раскрасить яблоко цветным карандашом штриховкой
Цель: развивать мелкую моторику рук, продолжать учить держать карандаш, правильно раскрашивать штриховкой
Упражнение 3
Дыхательное упражнение «Воздушный шар»
Цель: развивать мелкую моторику рук, силу и частоту дыхания.
Март
Занятие №1
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Цветочек проснулся»-пальчиками складываем «Бутон» цветка, затем постепенно раскрываем цветочек
Цель: развивать мелкую моторику рук, продолжать развивать координацию движений
Упражнение 2
«Гладим платочки»-разгладить цветные смятые шарики из бумаги, разглаживая ребром ладони пальчиками
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений
Упражнение 3
Самомассаж колючими мячиками
Занятие №2
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика Тик-Так
Тики–так, тики-так, указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать
Так часики стучат ими вправо-влево.
Туки-так, туки-так-пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг
Так колёса стучат. к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.
Туки-ток, туки-ток сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Так стучит молоток.
Упражнение 2
Обрывная аппликация «Солнышко весеннее»
Цель: развивать мелкую моторику рук. Познакомить с обрывной аппликацией, учить рвать бумагу на мелкие кусочки
Упражнение 3
«Собери пуговички в баночки»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений
Занятие №3
Упражнение 1
Самомассаж «Погладим наши пальчики и ручки»
Упражнение 2
«Соберем домик»-из геометрических фигур собрать домик (фигуры из картона)
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений
Упражнение 3
Работа со шнуровкой
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений
Занятие №4
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Кукушка»
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Упражнение 2
Обрывная коллективная аппликация «Весна-красна»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений, учить работать коллективом
Апрель
Занятие №1
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика ««Мебель»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Упражнение 2
Лепка из соленного теста «Пирожки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное ощущение
Занятие №2
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Колобок
Жил-был колобок (хлопки в ладоши)
Колобок печеный бок (показать ладони соединить в круг)
И от дедушки, и от бабушки (показать одну ладонь, затем другую ладонь)
Покатился колобок (круговое вращение руками)
Покатился колобок – видит заинька идет (зайкины ушки)
И от заиньки косого, укатился колобок
Покатился колобок – видит волк, зубами щелк (краб)
И от злого, злого волка
Покатился колобок
Покатился колобок – видит Мишенька идет
(покачаться влево, вправо)
И от мишки косолапого
Укатился колобок
Покатился колобок -видит лисонька идет (лиса)
Но от злой и жадной лиски колобок уйти не смог.
Лиса его ам и съела.
Упражнение 2
Закрути крышечки
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук
Упражнение 3
«Волшебные лоскутки»
Цель: познакомить детей со свойствами тканей (шершавая, мягкая, есть ворс, скользкая,развивать мелкую моторику и тактильные ощущения
Занятие №3
Упражнение 1
Работа со шнуровкой
Цель: развивать мелкую моторику
Упражнение 2
Пересыпать горох с одной емкости в другую
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений
Упражнение 3
Маты для выкладывания
Цель: развитие мелкой моторики и координации движении рук, учить работать по узору
Занятие №4
Упражнение 1
Самомассаж граненным карандашом
Упражнение 2
Рисование манкой
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук
Упражнение 3
«Накорми птичек»-отрывать небольшие кусочки бумаги, скатывать из них «Зернышки»
Цель: развитие малкой моторики и координации движений рук
Май
Занятие №1
Упражнение 1
Работа с мозайкой
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук
Упражнение 2
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движении
Упражнение 3
«Погуляем»-«хотьба» пальчиками по столу, меняя темп
Цель: развитие мелкой моторики
Занятие №2
Упражнение 1
Самомассаж бусинкой
Упражнение 2
Пластилинография «Бабочка»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движения рук
Упражнение 3
Оденем куклу
Цель: развивать мелкую моторику, ловкость, умение застегивать пуговицы
Занятие №3
Упражнение 1
Пальчиковая гимнастика «Части тела»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
Упражнение 2
«нарви зеленой травки»-нарвать мелко зеленную бумагу
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук
Упражнение 3
«Переложи макаронные изделия»-переложить сначала левой, потом правой рукой
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук
Занятие №4
Упражнение 1
«Что внутри»-мешочки с разными наполнителями (горох, гречка, рис)
Упражнение 2
Маты для выкладывания
Цель: развитие мелкой моторики и координации движения рук
Упражнение 3
Рисование жгутиками «Салют»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движения рук