Надежда Петецкая
Программа дополнительного образования «Развитие познавательного интереса у детей посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
«Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование».
«Волшебная лаборатория»
в средней группе
Петецкая Н. П.
Заркуа А. В.
Абакан 2022
Публикация «Программа дополнительного образования „Развитие познавательного интереса у детей посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования : «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Задачи экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
- экспериментальное обучение напрямую способствует развитию мелкой моторики, расширению номинативного, предикативного и атрибутивного словаря.
Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель дополнительного образования :
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию и речевому развитию детей, что наиболее актуально для наших воспитанников.
Сроки:
Один год для детей средней группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Форма работы:
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения :
Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
Речевые: умение грамотно обозначить задачу, проговорить процесс эксперимента, сформулировать вывод полученного результата. (то есть оречевление всей последовательности процесса)
Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Требования к воспитательно-образовательному процессу.
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала в рамках проекта.
- мастер-классы для родителей.
- совместное творчество.
Календарно-тематический план экспериментальной
деятельности в средней группе:
Сентябрь
-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека- практикум «Поэкспериментируем!»)
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
- Консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
Октябрь
1. Знакомим детей со свойствами соли :
Цель: выяснить, что соль твёрдая и состоит из кристаллов, на вкус солёная, белого
цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
2. Окрашивание соли
Для окрашивания соли используется гуашь. Нам понадобится: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги наливаем гуашь, насыпаем туда соль и хорошо размешиваем кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. ставим соль сохнуть. На следующий день соль хорошо разминаем, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпаем в баночку, чередуя цвета. 3. Солё ное тесто:
Рецепт соленого теста:
-2 стакана муки
-1 стакан соли
- 125 мл воды
4. Рисование солью.
Клеем наносим узор на картон. Затем посыпаем его солью. Лишнюю соль надо
стряхнуть. Готовую картину раскрашиваем красками, капая небольшими каплями.
Цель: развить мелкую моторику рук. Способствовать становлению дружеских
взаимоотношений
Ноябрь
1. Красим рис: (беседуем с детьми по технике безопасности)
Что понадобится:
пищевые красители емкости для риса (по количеству цветов)
рис (лучше длиннозернистый)
2. «Песочница» из цветного риса.
выкладываем из риса, радугу, цветные дорожки, геометрически фигуры, форму,
величину (выкладываем большой и маленький кружочек)
3. Игра «Найди меня» : Высыпьте рис в коробку или ведро. Желательно, чтобы крупы
было побольше. Соберите по паре различных мелких предметов (ложки, скрепки для
бумаг, пуговицы, монеты, карандаши и так далее).
4. Гриб в технике «вдавливание»,
-шаблон с простым рисунком вырезать, приклеить на картон или деревянную основу.
- пластилин коричневого, бежевого и зеленого цвета. Размазать коричневый пластилин тонким слоем на шляпке, бежевый на ножке, а из зелёного сформировать траву.
Декабрь
1.«Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома.) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь (тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования) .
2.«Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
3. «Цветной песок»
Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.
4. Насыпушки из песка в баночки или бутылочки.
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
Январь
1. Знакомим детей со свойствами воды и снега;
2. Окрашивание снега;
3. Развивать творческую активность, рисуя узоры на снегу
(резиновые груши, окрашенная вода. Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды,
4.«Тает снежок»
- познакомить детей с превращением снега в воду;
- развивать чувство любопытства;
-воспитывать желание выполнять трудовое поручение
(ведерки, лопатки. На участке дети собирают снег в ведерки, несколько ведерок заносят в группу. К концу дня смотрят, что произошло со снегом)
Февраль
Выращивание солевых кристаллов, для подарка мамам на 8 марта
Цель: научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях.
Март
1.«Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Изготовление цветных льдиною»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
4.«Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать
его силу.
Апрель
1.«Камушки – какие они?»
Цель; развитие восприятия, воображения, логического мышления.
2. «Теплый камешек»
Цель: продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой;
развивать сенсорное восприятие.
Камешки разного цвета (обязательно — черный). Воспитатель кладет камни на
солнце, дети проверяют, какие камешки нагрелись сильней. Почему черный камень
оказался самым теплым?
Май
«Огород на окне»
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
1. Рассматривание цветочных семян через лупу.
Цель: дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С
помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
2. Выращивание рассады
Цель: продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
3. Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
Цель: продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений,
делать записи в дневнике наблюдений.
4. Труд в природе. Показать детям клумбы куда будет высажена рассада цветов,
формировать интерес к результату своего труда. Привести клумбы в порядок (собрать
веточки, прошлогоднюю траву). Показать огород, куда будут высажены огурцы,
помидоры.
Заключение
Основная цель: экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы, и программы с учетом возрастных особенностей дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.
Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Список литературы:
1.“Экспериментальная деятельность детей” Л. Н. Менщикова.
2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
3.“Экологические занятия с детьми 4-7 лет” Т. М. Бондаренко.
4.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л. Н. Прохорова.
5. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.
6. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. ; 2010 г.
7. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.
8. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 8. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л.
9. Интернет ресурсы