Татьяна Соловьева
Программа дополнительного образования по театральной деятельности. Театральный кружок «Теремок» для детей 6–7 лет
Пояснительная записка.
Театр — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр и особенно игр-представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Публикация «Программа дополнительного образования по театральной деятельности, Театральный кружок „Теремок“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 1 год.
.
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребё нка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Поэтому основной акцент в организации театрализованной деятельности со старшими дошкольниками делаю не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла.
Цель программы : развитие личности старшего дошкольника средствами театрального искусства.
Задачи:
- приобщать детей к театральному искусству, знакомить с историей театра, его
жанрами, устройством, профессиями;
- формировать основы театральной культуры;
- формировать представление о спектакле, как продукте коллективной
творческой деятельности;
- стимулировать желание детей самостоятельно искать выразительные средства
для создания образа персонажа, используя мимику, жесты, пластику тела,
интонацию;
- учить подбирать музыкальные характеристики героев, развивать умение
передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение
музыки;
- совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнёрами, приучать
детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также
действия персонажей в спектакле;
- поддерживать инициативу, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Исходя из задач определяется общее содержание работы по театра-лизованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Программа предполагает две основные формы организации театральной деятельности :
1. Специально организованная форма работы педагога с детьми;
2. Нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.
Организационная форма включает различные занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные, праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия. Обучение на занятиях носит воспитывающий, развивающий характер. Проводятся они один раз в неделю во вторую половину дня, длительностью 30-35 мин.
Типы занятий
Типовые, которые включают следующие виды деятельности : театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
Доминантные, где доминирует один из указанных видов деятельности.
Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.
Комплексные, на которых для решения воспитательно-образовательных задач используется синтез искусств из различных видов художественной деятельности. Цель этого вида занятий — дать детям представление о специфике различных видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись, познакомить с использованием современных технических средств (аудио-, видеоматериалы). На таких занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
Интегрированные, в которых в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя занятия, необходимо постоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность детей, что, в свою очередь, тормозит развитие творческого мышления.
В основе занятий любого типа должен быть индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.
Ожидаемые результаты:
- Дети познакомятся с театральным искусством (терминология, профессии, устройство театра, культура поведения).
- Активизируется познавательный интерес, произвольное внимание, воображение, память, ассоциативное и образное мышление.
- Пополнится словарный запас, образный строй речи.
- Дети научатся владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, напрягать и расслаблять различные группы мышц.
- Дети приобретут навык коллективного творчества, взаимодействия и сотрудничества, смогут согласовывать свои действия с партнёрами.
Формы подведения итогов.
- Викторины
- Литературные вечера
- Дни театра
- Игры – путешествия
- Развлечения, досуги, посвященные творчеству детских писателей
- Выставки художественного творчества.
Результативность работы выявляется в ходе плановых диагностических мероприятий. Не все дети одинаково усваивают материал. Одни справляются хорошо, у других возникают затруднения. Анализ затруднений приводит к дифференциации заданий. Дифференцированный подход позволяет создать условия для более успешного освоения программы всеми воспитанниками и получения удовлетворения от достигнутых результатов.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Разделы и темы
Раздел 1. Театральная азбука
Подготовка детей к театральной деятельности. Знакомство с профессией «артист». Экскурсии в ТЮЗ. Посещение театральных представлений.
Раздел 2. Развиваем речь
Монологическая речь. Составление рассказа по картине И. Остроухова «Золотая осень»
Диалог. «Договорим то, чего не придумал автор К. И. Чуковский в сказке «Муха-цокотуха»
Учимся вовремя произносить свои реплики.
Игра «Разговор по телефону». Разучивание песни И. Олифировой «Кукушка и лягушка»
Развиваем артикуляционный аппарат. Чистоговорки, скороговорки.
Интонационная выразительность речи.
Сказка-игра «Кто колечко найдёт?» (По С. Я. Маршаку)
Раздел 3. Создаём образ
Знакомство с различными эмоциями. Игра «Пойми меня»
Мимика, жест, движение – способы передачи образа.
Игра-драматизация «В мороз»
Создание образа с помощью выразительных движений.
Танцевальная импровизация. Пантомима
Раздел 4. Любимые сказки.
Речь, мимика, жесты, пластика тела в создании образов персонажей новогодней сказки
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с использованием на выбор настольного театра, театра на фланелеграфе, кукольного театра.
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Раздел 5. Развиваем сценическое творчество.
«Живи в веках, моя Россия» музыкально-театрализованное представление. Сценки «Богатыри», «Гусары на привале»
Поздравляем маму сказкой. Инсценировки: «Ванька-встанька», «Подарок маме», «Три мамы»
Театрализованный спектакль на обрядовой основе к празднику Масленицы
Раздел 5. Сказки народов Севера
Инсценировка сказок «Хитрая лиса»,«Айога»,«Кукушка» «Храбрый охотник»
Раздел 6. Сочиняем сценарий и разыгрываем сказку
Деятельность детей по работе над спектаклем.
Парад сказок.