Елена Холод
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Мир вокруг нас»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологичеcкое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.
Публикация «Программа дополнительного образования по познавательному развитию „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система знаний о природе, об окружающем мире.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут, как и я и т. д.)
Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
У дошкольников должно сложится обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания.
О лесе, парке, водоеме, болоте и т. д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания.
В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о
цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие.
Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
В основу программы дополнительного образования легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». Которая предполагает формирование у детей осознанного отношения к природным явлениям и объектам, окружающих их, с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Осознанное отношение к природе проявляется в том, что дети уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.
Цель: прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи:
Образовательные
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек – природа» и в самой природе;
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные это живые организмы; о наличии в природе живых тел, об их взаимосвязи;
• зависимость строения организма от условий среды обитания, на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения.
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие
• развитие системы умений и навыков и стратегий взаимодействия с природой;
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• формирование навыков рационального природоиспользования;
• развитие навыков здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья детей.
Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:
1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у дошкольников понимание единства окружающего мира;
2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению дошкольников в практическую деятельность;
5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Планируемые результаты:
• Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;
• Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
• Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
• Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут. Они обладают элементарными представлениями из области живой природы. Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Программа состоит из блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Первый блок рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.) которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, взаимодействию человека с природой. Человек - как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в данной программе проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Основные формы и методы работы:
• Экскурсия
• Наблюдение
• Беседа
• Исследовательская деятельность
• Экспериментальная деятельность
• Проектная деятельность
• Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
• Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Предметно-развивающая среда:
«Маленький ученый»
• Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
• Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
• Календарь природы, модель календаря природы
• Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
• Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
• Воронки
• Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
• Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
• Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)
• Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
• Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
• Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
• Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)
• Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
• Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Список литературы
1. Николаева С. Н. «Юный эколог»
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург Детство-Пресс 2010г.
3. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г
5. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
6. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
7. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.
8. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 666 с.