Лариса
Программа дополнительного образования по этикету «Леди и джентльмены»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Леди и джентльмены»
Направленность программы : социально-гуманитарная
Уровень программы : ознакомительный
Категория участников: 5-7 лет
Срок реализации программы : 1 учебный год
Программа составлена : Шмагиной Л. А.
Воспитателем ДГ «Ландыш»
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования по этикету „Леди и джентльмены“» размещена в разделах
Программа «Леди и джентльмены» социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с установленными требованиями законодательства РФ. Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.
Продолжительность реализации программы – 8 месяцев.
Занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятий в кружке «Леди и джентльмены» - 25 минут, включая организационные моменты. Занятия проводятся в музыкально-спортивном зале, во второй половине дня.
Актуальность программы и ее новизна
Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития
личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к
общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте.
Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети
знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает
решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными,
воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных
ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы предполагает :
- формирование способностей анализировать свои поступки, свое отношение к
другим людям, культуре и культурным ценностям;
- возможность научить не копировать чужое, а самому создавать,
фантазировать;
- привитие коммуникативных навыков;
- различные способы общения и выхода из сложной ситуации;
- ориентацию на практическую значимость получаемых знаний, их
универсальность, актуальность для каждого ребёнка при его социализации.
Цель программы : формирование развитых коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.
Общие задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей возникновения этикета;
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол;
познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в
транспорте;
учить сохранять правильную осанку во время еды.
Развивающие:
развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в
общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
Воспитательные:
воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение окружающим;
помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;
сформировать навыки культурного общения;
формировать коммуникативные навыки.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Данная программа учитывает рассмотрение с детьми разнообразных
жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы.
Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной общеобразовательной общеразвивающей программы – 5-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы- 8 месяцев, количество занятий 34 (один раз в неделю, во второй половине дня.
Форма и режим занятий.
- беседа;
- рассказ воспитателя из личного опыта;
- чтение художественной литературы;
- познавательный рассказ взрослого из истории этикета;
- поощрение;
- обыгрывание ситуаций, игры;
- практические действия с каждым ребёнком.
Формы проведения занятий.
- беседа;
- викторина;
- занятие-игра;
- игра-путешествие;
- КВН;
- мастер-класс;
- наблюдение;
- экскурсия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Обучающиеся будут знать:
- правила этикета;
- как помочь товарищу и как принять эту помощь;
- понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек,
честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему,
вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман,
черствость души, щедрость души;
- применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при
общении с людьми;
- овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
- согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
- овладевать культурой поведения в садике, семье, на улице, общественном
транспорте, в театре;
- овладевать культурой разговора, искусством спора;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования
грубых слов.
Обучающиеся научатся:
- сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;
- беречь вещи, приводить их в порядок;
- достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;
- сервировать стол.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы : итоговое занятие. Оно является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.
Учебный (тематический план)
№ Наименование раздела, темы Количество часов Форма аттестации
(контроля)
всего теория практика
1. Вводное занятие
Педагогическая диагностика 1 0,5 0,5 Опрос, педагогическое наблюдение
2. «Я и моя семья» 7 3 4 Беседа, моделирование, игровые ситуации, самоанализ, вопрос-ответ
3. «Мир взрослых» 6 2 4 Игровые ситуации, наблюдение, вопрос-ответ, самоанализ, задания
4. «Среди сверстников» 8 3 5 Наблюдение, опрос, игра-испытание, моделирование, игровые ситуации, вопрос-ответ
5. «Мир предметов» 7 3 4 Моделирование, вопрос-ответ, игровые ситуации, наблюдение
6. «Я и природа» 4 1 3 Вопрос-ответ, моделирование, наблюдение, опрос
7. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета»
Диагностика 1 0,5 0,5 Детский бал, педагогическое наблюдение
Итого: 34 13 21
Раздел 1 Вводное занятие. Педагогическая диагностика- 1 час.
Знакомство с детьми, понять какие умения и навыки у детей, познакомить с понятием этикет.
Практика: опрос, педагогическое наблюдение.
Раздел 2 «Я и моя семья» - 7часов.
Темы: «Что я думаю о себе и других»; «Кого называют скромным?»; «Я среди людей»; «Учись думать и поступать по-своему»; «Зачем нужны правила?»; «Какие разные взрослые»; «Если ты гуляешь один».
Речевая деятельность: умение говорить и слушать как взрослых, так и своих друзей. Понятие «этические нормы речевого поведения» (слова, мимика, поза, содержание речи, тон, выбор выражений). Формирование представления о принципе родословной. Развивать у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи.
Практика: беседа, чтение художественной литературы, игра-путешествие, познавательный рассказ, дидактические игры.
Раздел 3 «Мир взрослых» - 6 часов.
Темы: «Я иду в театр»; «Почему взрослые хмурятся»; «Кто такие мудрецы?»; «Мы едем в городском транспорте»; «У мамы с папой гости»; «Слова благодарности».
Позволять детям овладеть этикетными формами общения в определё нных конкретных ситуациях на основе ролевых позиций: взрослый и ребёнок. Данный раздел больше включает в себя моменты диалогической театральной драматизации как по тексту предложенному педагогом, так и из личного опыта детей. Закрепить правила поведения в общественных местах, при этом контролируя свое поведение.
Практика: беседа, викторина, круглый стол, занятие-игра, обыгрывание ситуаций, сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Раздел 4 «Среди сверстников» - 8 часов.
Темы: «Учимся беседовать о героях сказок»; «Мальчики и девочки»; «Нарочно и нечаянно»; «Учусь прощать»; «О фантазерах и лгунишках»; «Кто это-хвастун?»; «Почему бывают драки?»; «Учусь сочувствовать».
Включает в себя восемь тем, все они позволяют овладеть базовыми формами этикетного общения со сверстниками, правильно использовать в разговорных ситуациях этикетные формы речи. Работа над активным этикетным словарём : этикетные стереотипы, выбор формы с учётом ситуации общения и культуры поведения. Воспитывать дружеские отношения, оптимизм, чувство юмора, заботу о друге.
Практика: обыгрывание ситуаций, игра-путешествие, экскурсия, занятие игра, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.
Раздел 5 «Мир предметов» - 7 часов.
Темы: «Добрый и злой огонь»; «Опасные предметы»; «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад»; «Что такое деньги?»; «Предметы на праздничном столе»; «Незнакомые предметы»; «Нужно ли беречь вещи?».
Позволяет развить нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда. Формирование системы исследовательской деятельности, адекватных предмету (можно-нельзя трогать, гладить, пробовать). Научить, что есть свои игрушки, а есть чужие. Сформировать привычку бережного отношения к окружающему.
Практика: беседа, викторина, круглый стол, занятие-игра, обыгрывание ситуаций, сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Раздел 6 «Я и природа» - 4 часа.
Темы: «Мы идем помогать растениям»; «О чем рассказали звери»; «Живая и мертвая вода»; «Море в опасности».
Включённые темы позволяют воспитывать у детей экологическое сознание. Показать роль человека в охране природы. Вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой. Сформировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь-помоги».
Практика: круглый стол, КВН, викторина, игра-путешествие, чтение
художественной литературы, беседа, дидактические игры.
Итоговое занятие. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета». Педагогическая диагностика – 1 час.
Выявление уровня сформированности у детей представления о этикете, овладение навыками вежливости, использование в речи вежливых слов и выражений, умение соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.
Возможность видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
Практика: детский бал «Мы принимаем гостей», опрос, педагогическое наблюдение.
№
п/п Дата проведения занятия Время проведения занятия Количество часов Тема занятия Форма занятия Место проведения Форма контроля
1. 05.10. 22 15:50 1 Вводное занятие
Педагогическая диагностика Беседа Музыкально-спортивный зал Опрос
2. 12.10. 22 15:50 1 «Что я думаю о себе и других» Игра-путешествие Музыкально-спортивный зал Моделирование
3. 19.10. 22 15:50 1 «Кого называют скромным?» Познавательный рассказ Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
4. 26.10. 22 15:50 1 «Я среди людей» Сюжетно-ролевая игра Музыкально-спортивный зал Наблюдение
5. 02.11. 22 15:50 1 «Учись думать и поступать по-своему» Сюжетно-ролевая игра Музыкально-спортивный зал Опрос
6. 09.11. 22 15:50 1 «Зачем нужны правила?» Мастер- класс Музыкально-спортивный зал Наблюдение
7. 16.11. 22 15:50 1 «Какие разные взрослые»
Беседа Музыкально-спортивный зал Опрос
8. 23.11. 22 15:50 1 «Если ты гуляешь один» Обыгрывание ситуаций Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
9. 30.11. 22 15:50 1 «Я иду в театр» Обыгрывание ситуации Музыкально-спортивный зал Самоанализ
10. 07.12. 22 15:50 1 «Почему взрослые хмурятся» Беседа Музыкально-спортивный зал Моделирование
11. 14.12. 22 15:50 1 «Кто такие мудрецы?» Чтение художественной литературы Музыкально-спортивный зал Моделирование
12. 21.12. 22 15:50 1 «Мы едем в городском транспорте» Обыгрывание ситуации Музыкально-спортивный зал Самоанализ
13. 28.12. 22 15:50 1 «У мамы с папой гости» Викторина Музыкально-спортивный зал Вопрос-ответ
14. 11.01. 23 15:50 1 «Слова благодарности» Познавательный рассказ Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
15. 18.01. 23 15:50 1 «Учимся беседовать о героях сказок» Игра-путешествие Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
16. 25.01. 23 15:50 1 «Мальчики и девочки» Беседа Музыкально-спортивный зал Вопрос-ответ
17. 01.02. 23 15:50 1 «Нарочно и нечаянно» Обыгрывание ситуации Музыкально-спортивный зал Опрос
18. 08.02. 23 15:50 1 «Учусь прощать» Занятие-игра Музыкально-спортивный зал Наблюдение
19. 15.02. 23 15:50 1 «О фантазерах и лгунишках» Круглый стол Музыкально-спортивный зал Самоанализ
20. 22.02. 23 15:50 1 «Кто это-хвастун?» Викторина Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
21. 01.03. 23 15:50 1 «Почему бывают драки?» Познавательный рассказ Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
22. 09.03. 23 15:50 1 «Учусь сочувствовать» Беседа Музыкально-спортивный зал Вопрос-ответ
23. 15.03. 23 15:50 1 «Добрый и злой огонь» Занятие-игра Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
24. 22.03. 23 15:50 1 «Опасные предметы» Викторина Музыкально-спортивный зал Опрос
25. 29.03. 23 15:50 1 «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?» Сюжетно-ролевая игра Музыкально-спортивный зал Вопрос-ответ
26. 05.04. 23 15:50 1 «Что такое деньги?» Мастер-класс Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
27. 12.04. 23 15:50 1 «Предметы на праздничном столе» Обыгрывание ситуации Музыкально-спортивный зал Моделирование
28. 19.04. 23 15:50 1 «Незнакомые предметы» Занятие-игра Музыкально-спортивный зал Опрос
29. 26.04. 23 15:50 1 «Нужно ли беречь вещи?» Круглый стол Музыкально-спортивный зал Наблюдение
30. 03.05. 23 15:50 1 «Мы идем помогать растениям» Сюжетно-ролевая игра Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
31. 10.05. 23 15:50 1 «О чем рассказали звери» КВН Музыкально-спортивный зал Вопрос-ответ
32. 17.05. 23 15:50 1 «Живая и мертвая вода»» Беседа Музыкально-спортивный зал Игровые ситуации
33. 24.05. 23 15:50 1 «Море в опасности» Игра-путешествие Музыкально-спортивный зал Наблюдение
34. 31.05. 23 15:50 1 Итоговое занятие «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета»
Педагогическая диагностика Игра Музыкально-спортивный зал Детский бал «Мы принимаем гостей»
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы :
-разработки конспектов, игр, ситуаций, бесед, экскурсий;
- памятки для родителей, консультации для воспитателей, анкеты, викторины;
- дидактические игры, художественная литература
Список литературы:
1. Безгина О. Ю. «Речевой этикет» Мозаика-Синтез М. 2004
2. Белая В. Г. «Ребенок за столом» Сфера М. 2006
3. Беспалова О. Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста
правилам хорошего тона» Скит В. 1994
4. Есина Л. Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников»
М. 2008
5. Курочкина И. Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М.
«Просвещение» 2007
6. Меремьянина О. Р. «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» Учитель
В. 2012
7. Метенова Н. М. «Уроки вежливости» Я. 2000
8. Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М. 2007
9. Мулько И. Ф. «Этика для детей 5-7 лет» Методическое пособие Сфера М. 2009
10. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез М. 2006
11. Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М. 2010
12. Шипицына Л. М. «Азбука общения» Детство-Пресс С. -П. 2000