Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Я сам»

Надежда Поспелова
Программа дополнительного образования «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

дополнительного образования

«Я сам»

Актуальность: Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Публикация «Программа дополнительного образования „Я сам“» размещена в разделах

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, у детей возникают затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке. На занятиях дети испытывают затруднения при работе с ножницами, медленно вырезают полоски, фигуры по контуру. Детям трудно различить четырехугольник от пятиугольника, трудно осмыслить что прямоугольник, квадрат – это четырехугольники.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка просто необходимо, мною был составлена программа кружок художественной направленности “Я сам ” - основной идеей которой является разные виды продуктивной деятельности: рисование, конструирование из бумаги. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в творчестве.

Работа по дополнительному образованию проходит как фронтально, так и коллективно. При разработке данной программы отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Постоянно подбирала соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук. Был составлен перспективный план кружка на год.

Основная цель кружка:

- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;

- развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

- создать условия для детского творчества, развития психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;

- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой;

- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

- формировать знания и представления о соблюдения правил безопасности в соответствии со спецификой разнообразных видов трудовой деятельности;

- расширять обобщенные о конструированных объектах, умение анализировать объект, с точки зрения его практического использования, заданных условий;

- способствовать осознанию математических понятий и зависимостей, побуждать истолковывать их;

- формировать поисковые и аналитические умения при решения проблемных задач многофунционального использования материала;

- провести мониторинг развития мелкой моторики.

Для организации работы кружка была проведена работа с родителями:

1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на учебный год;

2. Приглашение родителей на выставки детских работ;

3. Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка.

Занятия кружка проводятся во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий данного перспективного плана могло изменяться, дополняться различными видами деятельности, которые, на мой взгляд, могут более способствовать реализации задач содержания.

Работу по данному направлению я строила на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам.

Принципы:

Принцип деятельности. Новый материал не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Принцип минимакса. Это такая организация работы с детьми, когда знания даются по возможному максимуму (в зоне их ближайшего развития, а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения и определенному государственным стандартом.

Принцип комфортности. В дошкольном возрасте эмоции играют достаточно важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет дифференцированный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети независимо от их способностей «чувствуют себя дома» данный принцип – необходимая составляющая работы с детьми, так как невыполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.

Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.

Подходы:дифференцированный подход - учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения ; системно - деятельностный подход - помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.

Методы: систематический, наглядный, практический.

Планируемые результаты. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в моей кружковой работе должен быть соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому, что бы дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах, с охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Дошкольник учится использовать вариативные способы выполнения интеллектуальных задач. В процессе усвоения познавательной информации использует способы организационной и самостоятельной познавательной деятельности. Интеллектуальные задачи ребенок учится решать с использованием наглядно – образных, а так же словестно – логических средств.

В заключение отмечу, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети становятся более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретают осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы: - вести работу над развитием мелкой моторики; - продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности; - развивать психические процессы: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; - следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития психических процессов и мелкой моторики у детей; - осуществлять взаимодействие с семьей.

№ занятия Месяц Темы Задачи

1

Сентябрь

Тема : «Что умеют счетные палочки» Запоминание и осмысление задачи, сопоставление заданной фигуры с образом.

2 Тема: «Бабочка» Художественное складывание.

Учить детей складывать различные геометрические фигуры «гармошкой» Развивать фантазию: соединение сложенных фигур в бабочку.

3

Октябрь Тема: «На прогулку мы идём» Дидактическая игра – аппликация «Соберем мир по частям». Развивать у детей воображение, мышление, речь, учить находить в целой картине ее отдельные части. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

4 Тема: «Кит». Оригами «Кит». Развивать у детей способность анализировать и планировать, создавать конструкции по образцу, по заданным условиям.

5 3. Тема: «Треугольник» Запоминание и осмысление задачи, сопоставление заданной фигуры с образом, выбор из нескольких вариантов фигур того, который удовлетворяет условиям преобразования.

6 Тема «Послушный карандаш» Развиваем пальцевую моторику. Закреплять умение правильно держать карандаш. Формирование эстетического отношения к миру. Воспитывать инициативу.

7

Ноябрь

Тема: «Рыбка» Используя схему изготовления рыбки, изготовить по образцу. Дополнить рыбку деталями.

8 2. Тема: «Чудо дерево» Развитие мелкой моторики. Формирование эстетического отношения к миру. Закреплять умение оформлять изображение в цвете.

9 «Карандаш» Работа с геометрическими фигурами, в процессе складывания одна фигура преобразовывается в другую фигуру. Развитие моторики рук.

10 4. Тема «Скороговорки - по картинкам» Работа с мнемотаблицами. Учить детей заучивать скороговорки. Учить делать схематичные изображения.

11

Декабрь

Тема: «Фокусник» Продолжать развивать логическое мышление. Учить работать по схемам. Развитие моторики рук, аккуратное раскрашивание предметов в определенной последовательности.

12 Тема: «Цветы из бумаги Продолжать знакомить с базовой формой треугольник Рассказать о другом названии – «косынка». Развитие конструктивных и творческих способностей.

13 «Что изменилось» (Счетные палочки) Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Развитие мелкой моторики. Запоминание и осмысление задачи, сопоставление заданной фигуры с образом, выбор из нескольких вариантов фигур того, который удовлетворяет условиям преобразования.

14 Тема: «Царевна - елочка» Развиваем пальцевую моторику. Складывания базовой формы «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера и соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

15

Январь 1. Тема: «Дорисуй» Что было вначале и что потом. Учить строить причино – следственные цепочки. Развивать речь, мышление, логику.

16 2. Тема: «Домики для лисы и для зайца» Учить определять точку пересечения линий. Изготовления домиков различного размера, используя основные элементы складывания. Развивать воображение, создавать выразительный образ.

17

Февраль Тема: «Времена года» Развивать у детей воображение, мышление, речь. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к природе.

18 Тема: «Игрушки» Раскрась по цифрам. Развитие внимания, мышления. Закреплять цифровое изображения чисел, счет в пределах 10.

19 Тема: «Поздравим наших пап» Оригами: Ракета. Учить складывать по схеме, используя знакомые базовые формы. Развиваем пальцевую моторику.

20 Тема «Литературный калейдоскоп» Викторина по народным сказкам. Вызвать у детей эмоциональный отклик на русские народные сказки. Учить понимать содержания сказок. Уметь выбирать предметы соответствующие сказке.

21

Март Тема «Для любимой мамочки» Учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. Закреплять правилами безопасного пользования ножницами. Развиваем пальцевую моторику. Аккуратного пользования клеем.

22 Тема: Панно «Времена года» Развивать у детей воображение, мышление, речь. Продолжать учить работать по схеме. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

23 Тема: «Коробочка» Учить детей работать по схеме, знакомить детей с линией разреза и сгиба. Ориентировка в пространстве. Развитие мелкой моторики, внимания.

24 Тема: Дед Мазай и зайцы» Учить детей дополнять поделки из пластилина природным материалом, развивать воображение, создавать выразительный образ. Продолжать бережно обращаться с природным материалом.

25

Апрель Тема: «Книжки для гномов» (Неделя детской книги)

(Волшебная книжка блокнот – с двумя и тремя полосками) Формировать у детей умение сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны, продолжать учить наклеивать готовые формы, воспитывать аккуратность в работе с клеем.

26 2. Тема: «Тайна пропавшей звезды»

(Оригами «Звезда», физминутки, задания) Развитие логики, мышления. Ориентировка в пространстве. Развитие мелкой моторики, внимания.

27 3. Тема: «Страна геометрии» Нарисовать фигуры по знакам изменения. Закрепление цветов. Развитие внимания, мышления, сосредоточенности. Развиваем пальцевую моторику. Закрепление геометрических фигур.

28 Тема: «Мы идем по магазинам». Собери по образцу домик - «коробочки». Ориентировка в пространстве. Развитие мелкой моторики, внимания. Учить детей ориентироваться по вывескам разных магазинов, аптек, почты. Работать в команде, при составление коллажа.

29

Май Тема: «Знатоки» Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания, способность на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении, развитие творческого мышления.

30 Тема: «Дорисуй» Игра – штриховка «Чего здесь не хватает». Закреплять ориентировку в пространстве (в левой части нарисован предметы, на остальных картинках – они же, но так, что на каждом чего – то не хватает. Предложить исправить ошибки). Развивать воображение, мышление, память.

31 Тема: «Жаворонок»

Продолжать работать с бумагой. Развивать воображение, мышление, память.

Развитие мелкой моторики.

32 4. Тема: «Остров сокровищ». Ориентировка в пространстве. Развивать воображение, мышление, память. Развитие мелкой моторики рук.

Работа с родителями

Для всестороннего развития и успешного воспитания детей взаимодействие семьи и дошкольного учреждения просто необходимо. Поэтому необходимо в группе установить деловой доверительный контакт с родителями, привлекая их к воспитанию, развитию своих детей и к активному участию в жизни группы.

Знакомство родителей с программными задачами на учебный год на родительских собраниях;

Беседы с родителями об индивидуальном развитии их ребенка;

Проведение консультаций по определенной развивающей задаче);

Тематические материалы в папках-передвижках (иногда по желанию родителей (н/р, «Оригами», «Словесные игры»)

5. Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей дошкольного возраста

Оформление предметно-пространственной среды. Главное условия работы с детьми - это насыщенность предметно – развивающей среды ДОО произведениями искусства: это и репродукции картин, художественные произведения, музыкальные произведения.

Обязательные требования, предъявляемые к наглядному материалу: - он должен быть понятен детям; - вызывать положительные эмоции; - стимулировать воображение, восприятие, речемыслительную деятельность. Сюда входит: программно-методическое обеспечение; оборудование.

Важным аспектом работы в детском саду является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, я руководствовалась программой «Успех", «Дошкольное образование». За основу работы кружка взяты методики: Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами. В качестве пособий предполагается в работе использованить репродукции известных картин художников, слайды, видеофильмы, публикующие различные рассказы, сказки, стихотворения, игры-поделки. А так же предметные картинки; дидактические пособия; игрушки, фишки-игрушки, стихи, картотекой чистоговорок, потешек; карандашами, фломастерами;

Все эти материалы доступны для детей.

В окружении ребенка должен находиться стимулирующий его развитие материал трех типов:

во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения;

во-вторых, иной, но похожий материал;

в-третьих, «свободный», то есть позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Выступая в роли посредника между ребенком и окружающей его средой, педагог должен быть не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнером детей.

В группе для кружка созданы условия для накопления практического опыта, логического мышления, прежде всего в работе со схемами, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Оригами, аппликация, другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. А также, разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Декоративная деятельность выступает как средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Я сам»
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 15:23
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Я сам»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Поспелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД