Светлана Казнина
Программа дополнительного образования дошкольников «Lego education. Первые механизмы»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 296»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«ЛЕГО – конструирование. Первые механизмы»
Срок реализации программы : 1 учебный год
Составитель программы :
Казнина Светлана Борисовна
воспитатель
Пермь 2017
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников „Lego education, Первые механизмы“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программирование с набором Lego Education
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа дополнительного образования детей «ЛЕГО – конструирование. Первые механизмы» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей : познание и речевое развитие. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 4-5 лет.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 32 занятия в год. Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа разработана с учё том основных дидактических принципов: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель программы : создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных умений о межличностном взаимодействии в группе.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
1) Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2) Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
3) Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
4) Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
5) Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы :
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Разовьются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями.
Форма представления результатов
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки моделей по LEGO-конструированию;
Конкурсы, соревнования.
Соревнование «Скоростная сборка моделей».
СТАРШАЯ ГРУППА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ «ПЕРВЫЕ МЕХАНИЗМЫ»
№ Тема Количество часов Теория Практика
1 Знакомство с конструктором 2 часа 0,5 часа 1,5 часа
2 Волчок 1 час 0,2 часа 0,8 часа
3 Пусковой механизм для волчка 1 час 0,2 часа 0,8 часа
4 Вертушка 1час 0,25 часа 0,75 часа
5 Вентилятор 1час 0,25 часа 0,8 часа
6 Равновесные качели 2 часа 0,5 часа 1,5 часа
7 Качели на крючках 1час 0,25 часа 0,75 часа
8 Машинка 1час 0,2 часа 0,8 часа
9 Пусковой механизм для машины 1час 0,2 часа 0,8 часа
10 Камаз 1 час 0,2 часа 0,8 часа
11 Авто-кран 1 час 0,2 часа 0,8 часа
12 Подъёмный кран 1 час 0,25 часа 0,75 часа
13 Измерительная машина 2 часа 0,25 часа 0,75 часа
14 Пусковой механизм для качели 1 час 0,2 часа 0,8 часа
15 Плот 2 часа 0,5 часа 1,5 часа
16 Хоккеист 2 часа 0,5 часа 1,5 часа
17 Новая собака Димы 1час 0,2 часа 0,8 часа
18 Жаркий день 2 часа 0,4 часа 1,6 часа
19 Пугало 2 часа 0,4 часа 1,6 часа
20 Переправа через реку с крокодилами 2 часа 0,4 часа 1,6 часа
21 Карусель 1 час 0,2 часа 0,8 часа
22 Тележка 1 час 0,2 часа 0,8 часа
23 Парк развлечений 2 часа 0,5 часа 1,5 часа
ИТОГО 32 часа 6,7 часа 25,3 часа
Содержание программы
В наборах ЛЕГО - конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики, юбочки, сапожок, мостик, червяк.
В совместной деятельности по ЛЕГО-конструированию дети попробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идёт работа над развитием воображения, мелкой моторики, монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами. Делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся её с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец, либо схему постройки, находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребёнок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает своё отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работ проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом. Либо схемой.
Обучение с LEGO Education всегда состоит из 4 этапов:
Установление взаимосвязей
Конструирование
Рефлексия
Развитие
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
1. Знакомство с конструктором «Lego education. Первые механизмы»
Учебные задачи:
познакомить детей с конструктором ЛЕГО,
правилами работы с конструктором,
основными деталями конструктора,
способами крепления деталей.
2. Измерительная машина
Учебные цели:
• Закрепление понятий:
-энергия
-сила
-трение
• Изучение методов стандартных и нестандартных измерений;
• Тренировка навыка сборки деталей;
• Развитие умения оценивать полученные результаты;
• Развитие способности использовать механизмы в конкретных ситуациях.
В технический словарик
• Точность
• Угол
• Расстояние
• Трение
• Масса
• Наклонная плоскость
3. Качели
Учебные цели:
Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся:
• вопросов устойчивости;
• условий равновесия;
• особенностей конструкций;
• обеспечения чистоты экспериментов и безопасности изделий.
4. Волчок
Учебные цели:
• закрепление понятия энергия;
• введение понятия чистый эксперимент;
• знакомство с методами измерения;
• изучение вращения;
• изучение возможностей сочетания материалов;
• знакомство с передаточными механизмами;
• развитие умения оценивать полученные результаты;
• развитие способности придумывать игры.
В технический словарик
• Ускорение
• Скорость
• Вращение
• Устойчивый
• Неустойчивый
5. Новая собака Димы
Учебные цели:
• закрепление понятия трение;
• знакомство с ременной передачей;
• тренировка навыка сборки деталей;
• развитие умения оценивать полученные результаты;
• развитие способности конструировать игрушки;
В технический словарик
• Направление
• Трение
• Ременная передача
• Шкив
• Вращение
6. Хоккеист
Учебные цели:
• знакомство с основами законов движения механизмов;
• изучение методов стандартных и нестандартных измерений;
• тренировка навыка сборки деталей;
• развитие умения оценивать полученные результаты;
• развитие способности придумывать игры.
В технический словарик
• Угол
• Расстояние
• Коэффициент полезного действия
7. Плот
Учебные цели:
• Закрепление понятия равновесие;
• Введение понятий:
-выталкивающая сила;
-тяга и толчок;
-энергия ветра;
• Изучение свойств материалов и возможностей их сочетания;
• Тренировка навыка сборки деталей;
• Развитие умения оценивать полученные результаты;
В технический словарик
• Площадь
• Сила
• Нагрузка
• Парус
• Плавать
• Тонуть
• Устойчивый
• Неустойчивый
8. «Жаркий день»
Учебные цели:
Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся:
• использования энергии ветра;
• применения шестерен и блоков;
• использование вращательного движения;
• методов измерения;
• обеспечение чистоты экспериментов и безопасности изделий.
9. «Пугало»
Учебные цели:
Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся:
• использования шестерней и блоков;
• вопросов устойчивости;
• обеспечения чистоты экспериментов и безопасности изделий.
10. Переправа через реку, кишащую крокодилами
Учебные цели:
Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся:
• особенностей конструкций;
• вопросов прочности;
• методов измерений;
• обеспечение чистоты эксперимента и безопасности изделия.
11. Пусковая установка для машинок
Учебные цели:
• изучение работы колеса;
• тренировка навыка измерять расстояния;
• тренировка навыка сборки деталей;
• развитие умения оценивать результат;
• развитие способности использовать механизмы в конкретных ситуациях;
В технический словарик
• Угол
• Оси
• Сила
• Трение
• Наклонная плоскость
• Шины
• Колёса
12. Вертушка
Учебные цели:
Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся:
• использования энергии ветра;
• применения шестерен и блоков;
• использование вращательного движения;
• методов измерения;
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
Для реализации программы используются специальные методические материалы:
Учебно-тематический план
Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготавливаемых изделий;
Схемы пошагового конструирования;
Иллюстрации, фотографии, презентации;
Стихи, загадки по темам занятий.
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Материально- технические:
Конструкторы LEGO education «Первые механизмы»
Программа развивающих занятий с использованием LEGO- конструирования;
Цветные карандаши, цветная бумага, цветной картон, пластилин и т. д.
Список литературы
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З. В. Конструирование – Москва: «Просвещение»,2010.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз»,2012.
6. С. И. Волкова «Конструирование», - М. «Просвещение», 2009.
7. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. «Сфера», Москва, 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Кузнецова «Лего в детском саду» https://www.teachers.trg.ru/kuznecova/page