Инна Пискарева
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и практическая значимость
Ведущая идея данной программы – формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем.
Публикация «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Цель программы : Формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, которые складываются в ходе воспитательно- образовательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи:
Образовательные :
- Обучать элементарным математическим знаниям при помощи занимательного материала.
-Формировать умственные действия, столь необходимые для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.
Развивающие:
-Развивать целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
-Способствовать формированию у детей умения использовать приобретённые знания в новых, бытовых условиях.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей потребность занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия, играми.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в старшей и подготовительной группе во второй половине дня.
Общее количество учебных занятий в год- 31 занятие.
Продолжительность занятий в старшей группе- 20-25 минут, в подготовительной-25-30 минут.
Реализация содержания рабочей программы осуществляется с учетом принципа образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, отечественная дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математике предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического их применения. Такая форма образовательного процесса помогает ребёнку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
Педагогический процесс детского применения математических знаний в деятельности, сада предполагает углубленное формирование представлений о количестве, счете, числе. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов.
Одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях- в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях, развлечениях и досугах. Дети должны понимать, что приобретаемые мим знания действительно им нужны.
Количественные, пространственные, временные отношения пронизывают всю жизнь человека. Поэтому приобретаемые детьми знания об этих отношениях, условно выделяемые на занятиях как предмет обучения, следует разумно использовать во всей деятельности детей, а также формировать убеждённость, что математические знания важны в жизни каждого человека.
Интерес детей к занятиям в кружке по развитию и закрепления математических представлений определяется, прежде всего, правильной организацией учебной деятельности, выбором наиболее действенных средств и методов обучения, широким использованием наглядных пособий в сочетании с дидактическими играми. Для поддержания интереса у детей при проведении кружковых занятий привлекаются различные сказочные персонажи (Красная шапочка, Белоснежка, Буратино и др., которые выполняют задание вместе с детьми, выслушивают их ответы, герои дают различные задания детям, всё это влияет на успешность обучения, на заинтересованность детей, на их познавательную активность. Знания, которые даны детям в занимательной форме, дают неизмеримо больше, чем долгие, сухие упражнения.
Принципы построения педагогического процесса при обучении детей в кружке занимательной математике :
1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в математическом кружке.
Для реализации этого положения необходимо:
- определить возможность применения знаний о числе, счёте и измерении;
- обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с содержанием кружковой работы;
-включать в кружковую работу специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.
2. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей каждого ребёнка). Целенаправленное воздействие на поведение ребёнка является важным условием для достижения всеми детьми определённого уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью воспитателю необходимо:
-предлагать решение посильных для ребёнка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;
-создавать проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;
-удивляться догадками детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.
3. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:
-постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.
Итак, при проектировании и проведении математического кружка воспитатель должен руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В содержание кружковой работы с использованием математического материала включается разнообразный художественно- познавательный материал : Малые формы фольклора: считалки, поговорки, шутки и небылицы, задачи в стихотворной форме; логико- математические, дидактические, развивающие игры, математические развлечения, игры- драматизации, элементы сюжетно- ролевых, подвижных игр.
При проведении занятий кружка необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Сочетать художественный и познавательный материал, учитывая ведущую роль последнего.
2. .Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов. Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребёнок должен испытать удовлетворение от преодоления трудностей, в достижении цели.
3. Предусмотреть смену разных видов деятельности, решение разнообразных по характеру задач. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из сложившейся ситуации, решить задачу, дать ответ на вопрос и т. д., речевую активность чередовать с двигательной.
4. Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной деятельностью детей (дополнительные, наводящие, подсказывающие вопросы; систему постепенно усложняющихся заданий; вариативные упражнения и т. д.)
И конечно важен развивающий эффект, достигнутый в результате общения, -возникновение познавательного интереса, развития эвристического мышления, речи, сообразительности, расширения понятийного опыта и самостоятельности. Важно помнить, что гласит народная мудрость: ум гибнет не от износа, он «ржавеет» без употребления!