наталья хомутова
Программа дополнительного образования детей 5–7 лет по тестопластике «Теплые ладошки»
▼ Скачать
Программа дополнительного образования детей 5-7 лет по тестопластике «Теплые ладошки»
Актуальность программы обусловлена тем, что современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Публикация «Программа дополнительного образования детей 5–7 лет по тестопластике „Теплые ладошки“» размещена в разделах
В концепции непрерывного образования сказано, что «…ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.».
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.
Программа направлена на :
• Создание эффективных условий для развития ребенка.
• Формирование у ребенка изобразительных умений и навыков, используя прием тестопластики.
• Знакомство ребенка с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей как основы образного прочтения ребенком игровых картин.
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и современных образовательных технологий, которые отражаются:
• в принципах обучения (доступность, индивидуальность);
• формах и методах обучения (дифференцированное обучение);
• методах контроля (анализ результатов выставки);
• средствах обучения (изостудия).
Цель программы :
Создать условия для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.
Задачи программы :
- Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях и зрительномоторных на уровне «глаз-глаз» (осуществляется в процессе деления теста на части).
- Развитие кинестетической основы движения осуществляется в процессе лепки различных скульптурных элементов характерной формы.
- Обеспечение возможности познания ребёнком объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков.
- Развитие образного представления на основе восприятия окружающей действительности видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.
- Развитие способностей ребёнка понимать своё эмоциональное состояние и других детей.
- Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для обучения лепке декоративных панно и композиций, используя прием тестопластики, так как в этот период у ребенка расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Лепка содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления, речи. Ребенок лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его работа что-то сказала, чтобы изображенное им узнали. В процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
На первом этапе используется лепка мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т. д.
Далее изготавливаются простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Они выглядят весьма эффективно и даже без окраски. Кольца, косы, медальоны – это распространенные украшения. Они украшаются мелкими орнаментальными деталями.
Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности тщательности выполнения работы.
На втором этапе осуществляется переход к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из различных народных сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаются с помощью шаблонов.
Формы занятий.
Занятия включают в себя организацию, теоретическую и практическую часть:
- организационная часть включает в себя: введение ребенка в игровую ситуацию на заданную тему, проведение пальчиковой гимнастики, рассматривание и обсуждение иллюстраций и репродукций по теме занятия, игровая мотивация, после чего плавно переходя в теоретическую;
- теоретическая часть включает в себя обследование предмета или явления уточнение формы, цвета, размера, анализ способов и приемов лепки, используя схемы последовательности лепки, словесную инструкцию педагога и наглядный показ.
- практическая часть занятия определяется самостоятельными действиями детей через творческую, а также через сочетание с другими видами искусства.
Формы занятий:
- репродуктивное (поэтапное повторение за педагогом);
- творческое (самостоятельная деятельность детей).
Способы проверки результатов освоения программы «Теплые ладошки» :
- в виде выставок в группе, где в процессе просмотра дети вместе с родителями обсуждают работу, дают оценку.
В конце года проводится творческая выставка «Город мастеров».
Содержание курса.
Лепка один из видов художественно-творческой деятельности, занимающий особое место среди других разделов интеллектуально-художественного развития. В раннем возрасте ребенок еще не в состоянии воспринимать объемность предметов, эта способность развивается постепенно из практического опыта детей. В немалой степени этому способствует и работа над объемными лепными изделиями, зрительно-тактильно-двигательное обследование предметов. Кроме того, лепка является хорошим средством развития воображения и творческих способностей ребенка. Что вспоминается больше всего из детства? Какие игрушки были самыми желанными для нас в детстве? Конечно те, что были сделаны своими руками или совместно с взрослыми. Такие моменты творчества остаются в памяти на всю жизнь, оставляют в душе незабываемые впечатления о счастливом детстве. Игрушки, изготовленные самостоятельно, остаются порой на всю жизнь, как дорогое воспоминание о жизни. Иногда, наряжая елку, уже будучи взрослым, вдруг найдется давно забытая, самостоятельно изготовленная в детстве игрушка. Сколько сладостных воспоминаний принесет она, какое важное эмоциональное значение она имеет для нас до сих пор! Несомненно, лепка оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, будит фантазии ребенка, зовет его к творчеству, является средством эстетического развития.
Лепка является также мощным средством психофизиологического развития детей в период подготовки их к школе. Работа с тестом направлена на развитие сенсорно-тактильных и зрительно-моторных компонентов в воспитании детей дошкольного возраста.
Задания в рекомендуемой программе подобраны таким образом, что через усвоение знаний, умений и навыков осуществляется гармоничное психофизиологическое развитие ребёнка. В процессе лепки тренируются психофизиологические механизмы, происходит развитие анализаторных систем, развиваются произвольные движения, тонкая моторика кисти. В процессе совершенствования произвольной регуляции движений осуществляется развитие психофизиологических механизмов, ответственных за этот процесс.
Осуществляется перенос механизмов произвольного управления движением в сферу психических реакций произвольной регуляции поведения.
Работа с тестом оказывает большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук, что в свою очередь влияет на развитие структур мозга, ответственных за развитие артикуляционного аппарата; всё это, в конечном счете, способствует становлению речи.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется закрепление способов и приемов лепки, знакомых детям. Закрепляется умение лепить конструктивным (на основе 2-3-х основных элементов, пластическим и смешанным способами. Закрепляются приемы скатывания и раскатывания форм между ладонями, пальцами, приемы прищипывания, вдавливания, вытягивания, примазывания, сглаживания неровностей.
Дети овладевают новыми способами и приемами лепки. Это лепка конструктивным способом на основе 3-4-х основных элементов, лепка сложных характерных форм пластическим способом, создание полых форм разными способами.
Программа предусматривает знакомство с барельефом. Работая над созданием барельефа из глины и пластилина ребёнок становится способным выделять композиционный центр, располагать изображение в центре барельефа, таким образом, осуществляется развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве.
Список литературы
Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем», «Карапуз-Дидактика»,2004;
Лыкова И. А. «Лепим сказку», «Карапуз-Дидактика»,2007;
Лыкова И. А. «Путешествуем в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине-времени», «Карапуз-Дидактика», 2007;
Комарова Т. С. «Дети в мире творчества», М. ,1995;
Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. ,2005;
Силаева К., Михайлова И. «Соленое тесто», М. ,изд. «Эксмо», 2004