Лучший педагог года

Программа для дошкольников по краеведению «Моя Родина. Барнаул»

Мироненко
Программа для дошкольников по краеведению «Моя Родина. Барнаул»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа для дошкольников по краеведению. «МОЯ РОДИНА»

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной город, край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Публикация «Программа для дошкольников по краеведению „Моя Родина, Барнаул“» размещена в разделах

Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.

Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.). Жители каждого города хранят память о своих великих гражданах, чествуют почетных работников разных профессий, ветеранов войны и труда, гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Родина. она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Основная образовательная деятельность регионального содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о малой родине, воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, городу на основе познания исторических, природных, культурных особенностей родного края.

Задачи программы :

1. Развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину родной, город - красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.

4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг).

5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.

6. Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

7. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, чувства гордости за свою малую Родину.

8. Воспитывать чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

9. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.

10. Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества. 11. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.

Задачи образовательной деятельности:

Средняя группа.

1. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве.

2. Способствовать освоению представлений о названии родного города, края некоторых городских объектах, видах транспорта.

3. Способствовать овладению отдельными правилами поведения на улице, в транспорте.

4. Способствовать освоению начальных представлений о родине : понятие «город», «малая родина», названия некоторых общественных праздников и событий, освоение содержания песен, стихов о родной стране.

5. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

Старшая группа

1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу Барнаулу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.

3. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

4. Познакомить детей с особенностями и природными богатствами Алтайского края.

5. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с историей, особенностями своей семьи, родного дома, родного города, края.

6. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

7. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности на региональном материале.

1.3. Принципы реализации программы

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города и края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в семье, в начальной школе.

6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное его освоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.

Программа разработана на два возрастных периода развития детей: средний возраст (4- 5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-6 лет. Длительность непрерывной образовательной деятельности: Средняя группа - 20 мин., старшая группа - 25 мин. ;

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры 4-5 лет

- ребенок с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ;

- знает название родного города, называет его;

- умеет рассказывать о своем родном городе;

- рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать шофером, военным, пожарным, полицейским и т. д.);

- участвует в наблюдениях за растениями, животными, участвует в посильном труде по уходу за ними; бережно относится к живым существам, не вредит им.

5-6 лет.

- ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу Барнаулу, Алтайскому краю;

- может рассказать о своем родном городе;

- проявляет любознательность по отношению к своей семье, детскому саду, к родному городу, его истории, памятникам, зданиям;

- знает свой домашний адрес, название города, края;

- имеет представление о символике города, края;

- знает названия близлежащих улиц;

- имеет представление о жизни и быте жителей Алтайского края;

- узнает на фотографиях достопримечательности города, Алтайского края, умеет рассказывать о них.

II. Содержательный раздел программы

Реализация содержания идет через последовательное решение комплекса поставленных задач в следующих направлениях:

- «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);

- «Вот эта улица, вот этот дом»;

- «Город, в котором я живу»;

- «Наша кладовая».

«Вместе дружная семья»

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

- познакомить с понятием «семья».

-Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной;

- вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями;

- воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь;

- познакомить детей с историей детского сада.

Семья и детский сад - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом направлении дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии, в семьях изготавливаются альбомы генеалогической направленности.

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: воспитание бережного отношения к малой Родине через познание особенностей ближайшего социального окружения – улица, на которой находится родной дом, детский сад, районы города Барнаула.

Задачи:

- формировать представления детей о социально-экономических особенностях малой Родины;

- формировать представления о героях, именами которых названы улицы микрорайона;

- расширять представления о людях труда (профессиях родителей, которые заботятся о красоте зданий, парков, площадей микрорайона;

- воспитывать любовь к природе родного уголка и чувство сопричастности к ее сбережению.

«Город, в котором я живу»

Цель: дать элементарные представления о родном городе Барнауле, о его истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Воины, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

- формировать представления детей о географических особенностях их малой Родины : местоположение города, климат, природа, символика города Барнаула;

- формировать представление об основных профессиях жителей города;

- формировать представление об исторических корнях города Барнаула;

- расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города;

- воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

У родного города есть свое название (имя, которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке. Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. В городе трудятся родители. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Дети посещают достопримечательные места в городе, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий с видами города. Большое значение имеет взаимодействие с социумом - библиотека, краеведческий музей, картинная галерея, где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным городом и краем. Дети знакомятся с людьми города в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времен Великой Отечественной войны, боевые и трудовые награды солдат, некоторые виды сельскохозяйственных орудий труда и техники, стенды с портретами героев войны и труда, с которыми дети знакомятся в детском саду.

Малая родина хранит память о знаменитых россиянах — защитниках Отечества, писателях, художниках. Детей знакомят с Защитниками Отечества: они получают сведения о современных солдатах, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину.

«Наша кладовая»

Цель: Дать представление дошкольникам о природных богатствах Алтайского края, о народах, живущих в Барнауле и Алтайском крае, и культуре, которую они представляют.

Задачи:

- расширять представления о растительном и животном мире Алтайского края, полезных ископаемых, об экологических проблемах;

- воспитывать чувство гордости за житницу России – Алтайский край, за его сельскохозяйственные, лесные, водные, горные богатства;

- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках;

-формировать желание больше узнавать о родной природе, стать ее защитником;

- вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных жителей Алтая, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

-знакомить с символикой Алтайского края; - воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

У детей формируются представления о том, что родной Алтайский край является настоящей кладовой природных богатств, в нем проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами; закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему краю, народу, его культуре.

Реализация данного направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений, экскурсий, бесед, видео просмотров, посещения музея, рассматривания макетов, оформления стендов, выставок, организации конкурсов Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом родного края, города. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.

Тематическое планирование

Средняя группа (4-5 лет)

Месяц, тема месяца 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь

«Моя семья» «Как зовут маму, папу» «Беседа о родственных связях семьи» «Чтение и заучивание стихотворения «Бабушкины руки» «Пожилые люди»

Октябрь «Моя улица» «Домашний адрес» Беседа «Какие здания есть на нашей улице?» «Адрес детского сада и что рядом расположено» Рассматривание альбома «Мой родной город» Рассматривание улицы Ленина и что на ней находиться

Ноябрь «Дом, в котором я живу» Беседа «Из чего построен дом?» Совместная деятельность педагога и детей: Коллективное рисование «Наш двор» Рассмотрение альбома «Мой родной город» Знакомство с улицей А. Юрина Совместная деятельность педагога и детей. Аппликация «Многоэтажный дом»

Декабрь

«В нашем городе много интересного» Беседа «Что такое кинотеатр?» Рассмотрение иллюстраций «Зоопарк нашего города» Просмотр фильма, иллюстраций «Каким был раньше город» Какие фабрики и заводы есть в Барнауле?

Январь

«Я- барнаулец» «Мой город- моя малая Родина» Рассмотрение герба города. Рассказ воспитателя о гербе Барнаула «Сказка про то, как на реке город возник» Чтение

Б. Житков «Что я видел?» Рисунки о городе

Февраль «Окрестности Барнаула» Река Обь. Рассказ педагога Рассмотрение иллюстраций и беседа «ВДНХ» Беседа «У бабушки в деревне» (сравнение города и села) Коллективная аппликация «Деревенский дворик»

Март «Природа нашего края» Растительный мир края Просматривание фильма «Кто в Алтайском лесу живёт» Реки и озера нашего края Перелётные птицы Алтайского края

Апрель «Хочу всё знать» Алтайские художники и поэты Беседа «Дом под шпилем» Памятники знаменитым людям в нашем городе «Площади столицы края»

Май «Мы путешественники» Виды транспорт нашего города День победы «Алтайская железная дорога» Беседа «Как и когда,появились первые трамваи»

Тематическое планирование

Старшая группа(5-6 лет)

Месяц, тема месяца 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь «Моя семья» Беседа «Имя отчество моих родителей» Профессия моих родителей «День рождения нашего города» «Мой домашний адрес»

Октябрь «Улицы города» Знакомство с улицей Ленина и все, что на ней находиться «Начало пути» нулевой километр Знакомство с улицей А. Юрина Улицы названные в честь знаменитостей

Ноябрь

«Я – Барнаулец» Как город чтиц своих героев. Памятники знаменитым людям (беседа) Знакомство с улицей, памятником А. С Пушкина. Знакомство с улицей, памятником В. М. Шукшину Коллективная работа совместно с родителями. Составление фотоальбома «Памятники нашего города»

Декабрь

«Мы живём в стране чудес» Знакомство с площадями города Театры нашего города Чтение

Б. Житков «Что я видел?» Рисунки о городе Продолжение составление фотоальбома «Барнаульские площади зимой»

Январь

«В нашем городе много интересного» ВДНХ г. Барнаула Музеи нашего города Легенды старого Барнаула Какие фабрики и заводы есть в нашем городе?

Февраль «Хочу все знать» Алтайские художники и поэты Городская мэрия «Барнаульский планетарий»

Март «Весна в городе» Беседа и рассмотрение иллюстраций «Перелетные птицы» «Красная книга Алтая» Природа в творчестве В. Бианке «Зоопарк нашего города»

Апрель «Природа нашего края» Растительный мир нашего края Просматривание фильма «Кто в Алтайском лесу живёт» Река Обь. Речной вокзал. Дендрарий нашего города

Май

«Мы путешественники» «Алтайская железная дорога» «Бульвар защитников Сталинграда» День Победы Беседа «Как и когда,появились первые трамваи» Итоговое занятие «Что мы узнали о нашем городе!»

1.5 Формы проведения занятий

Экскурсии (совместно с родителями)

Проекты

Наблюдения

Беседы

Рассказы педагога

Художественное творчество

Групповые работы

Моделирование

Дидактические игры

Раскраски по темам

1.6 Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия

Репродукция картин алтайских художников

Фотоальбомы «Мой город», «Животные нашего края», «Красная книга Алтая»

Видео, аудио записи

Художественная литература об Алтае

Произведения детских писателей Алтайского края

Карта, атлас Алтайского края

Символика Алтайского края и Барнаула

1.7 Используемая литература

1. Ю. В. Садчиков «Мой Барнаул» (Барнаул,1980) Атлас Алтайского края

2. Н. Кузьмина «Родной край»

3. В. Бианке «Природа в творчестве»

4. М. Юдалевич «Кто поймал жар-птицу и другие легенды старого Барнаула» (Барнаул 1790-1980гг)

5. А. Родионов «Красная книга ремесел» (Барнаул,1996г)

6. «Красная книга Алтайского края»

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Фотоотчёт о посткроссинге. Мост дружбы «Пермь-Барнаул». Часть II — Акция «Боевая эскадрилья»Фотоотчёт о посткроссинге. Мост дружбы «Пермь-Барнаул». Часть II — Акция «Боевая эскадрилья» В четверг наш полдник был прерван громогласным "УРА-А-А!", когда почтальон принёс письмо от наших друзей "Фиксиков" из Перми! Второпях.

Фотоотчёт о посткроссинге на МAAM. Мост дружбы «Барнаул — Пермь»Фотоотчёт о посткроссинге на МAAM. Мост дружбы «Барнаул — Пермь» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот и на нашей улице наступил долгожданный праздник: мы стали участниками посткроссинга на МААМ. А началось.

Фотоотчёт тематического развлечения для старших дошкольников «Самая любимая Родина моя»Фотоотчёт тематического развлечения для старших дошкольников «Самая любимая Родина моя» Дети входят в зал под музыку «Широка страна моя родная» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского. Ведущий приглашает детей обратить.

КВН-игра для дошкольников «Россия — Родина моя» КВН - игра для дошкольников "Россия – Родина моя!" Цель: Обобщение знаний детей о Родине – России. Задачи: Закрепить знания детей о нашей.

Методическая разработка «Мой город — Барнаул». Часть вторая Во второй части публикации предлагаю вашему вниманию материал о достопримечательностях моего родного города Барнаула. Слайд 2. На гербе.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина»Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина» Программное содержание: Цель: воспитание любви к Малой Родине. Задачи: Образовательные: Закрепить умение узнавать и называть государственные.

Познавательно-развлекательная игра для старших дошкольников «Что, где, когда». Тема «Моя Родина — Междуреченск»Познавательно-развлекательная игра для старших дошкольников «Что, где, когда». Тема «Моя Родина — Междуреченск» В рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, мною разработана игра, на закрепление усвоенного материала, представляю.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для дошкольников по краеведению «Моя Родина. Барнаул»
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 11:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа для дошкольников по краеведению «Моя Родина. Барнаул»» (включая файлы) размещена пользователем Мироненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД