Евсина Алла Анатольевна
Программа для дошкольников «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на активизацию словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственновременных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Публикация «Программа для дошкольников „Логоритмика“» размещена в разделах
Цель программы : Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
• активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
• развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
• развивать слуховое внимание и память;
• развивать коммуникативные способности детей; творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;
• воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка
Структура логоритмического занятия :
1. Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Содержание педагогической работы.
Логоритмические занятие включает в себя следующие виды упражнений:
Динамические упражненияи регулируют мышечный тонус, развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловким.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Такие упражнения позволяют уточнить правильное звукопроизношение, развивают подвижность языка, челюсти, губ и укрепляют мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические упражнения (по В. Емельянову) развивают голосовые связки и певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимание и памяти помогают развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную) и активизируют внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки, скороговорки обязательны на каждом занятии для автоматизации и дифференциации звуков. При проговаривании язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры используются в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах и другие. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствуют быстрому запоминанию игры и облегчают выполнение логоритмических задач. Ритмические игры помогают развивать чувства ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; помогает укреплять голосовой аппарат ребёнка, способствует автоматизации гласных звуков. Пение является методом, регулирующим дыхание, помогает расширять грудную клетку и вырабатывать плавную полнозвучную речь. Процесс развития певческих способностей у детей с нарушениями речи направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки развивают подвижность пальцев и напрямую связаны с развитием речи. Проводятся чаще под музыку, тексты пропеваются или музыка звучит фоном.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах помогает развивать мелкую моторику, чувства ритма, метра, темпа, улучшает внимание, музыкальную память и другие психические процессы. Способствует развитию ритмического слуха, стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые в свою очередь влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребёнка. Формирует у дошкольника усидчивость и умение концентрировать внимание.
Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию динамической стороны, общения, эмпатии, эмоциональности, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. Формирует у ребёнка умение увидеть в другом человеке его достоинства, обучает умению сотрудничества.
Подвижные игры, физминутки помогают тренировать у детей координацию слова и движения, развивать память, быстроту реакции и смену движений. Эти игры воспитывают у детей чувства коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Музыкально – ритмические движения помогают активизировать физические силы, выработать грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально – самостоятельная деятельность развивает проявление творческой инициативы (двигательные импровизации, игры – драматизации, игры- ритмодекламации.
Месяц № Тема недели Занятия
Сентябрь 1 Солнышко и дождик
1. Приветствие- «Здравствуй, друг».
2. Артикуляционная гимнастика «Обезьянка и слоник». 3. Дыхательная гимнастика 4. Пальчиковая игра «Прогулка» 5. Двигательное упражнение «Ноги и ножки». 6. Закличка- «Дождик» (с движениями). 7. Игра «Прогулка и дождик». 8. Упражнение на развитие дыхания «К солнышку».
2 Тучка 1. Пальчиковая игра «Дружба». 2. Музыка с движениями «Капелька». 3. Скороговорки звук «Б» 4. Упр. - «Мелкий дождик (логоритмика) 5. Песня «Непослушный дождик». 6. Ритмическая игра «Капли». 8. Шумовой оркестр. 9. Ритмическая игра «Прощание с дождем». 10. Пальчиковая игра «Прогулка».
3 Тучки по небу гуляют 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Б» 3. Пальчиковая игра «Тучка». «Прогулка». 4. Двигательное упражнение Железнова «Дороржки» «Тучка».5. Упражнение развитие мимических движений «Тучка улыбается и сердится». 6. Игра «Прогулка и дождик»7. Двигательное упражнение «Плыли по небу тучки».
4 Грибной дождик 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «В» 3. Песня с движениями «Дождик». 4. Двигательное упражнение «Ножки». 5. Массаж тела «Грибной дождик». 6. Железнова танец «Грибочки». 7. Ритмическая игра «Туча».
Октябрь 5 Под грибком 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «В». 3. Песня «Дождик». 4. Ритмическая игра «Дождь частый редкий». 5. Динамическая пуза «Под гребом». 6. Упражнение на развитие чувства метра «Грибы большие и маленькие». 7. Игра «Замри». 8. Сказка В. Сутеева «Под грибком». 9. Пальчиковая игра «Зайцы».
6 Осенние листья 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Г». 3. Песня «Тучка» Железнова. 4. Двигательное упражнение «Сапожки», «Лужа». 5. Ритмическая игра «Падают листья». 6. Пальчиковая игра «Осенний букет». 7. Танец игра с листьями.
7 Осень в лесу 1. Дыхательное упражнение «Чем пахнет лес». 2Упр. - «Прогулка в лес» (логоритмика). 3. Двигательное упражнение «Игра в лесу», «Мы ногами – топ-топ-топ». 4. Динамическая пауза «Ветер». 5. Шумовой оркестр. 6. Танец игра с листьями. 7.. Пальчиковая игра «Осенний букет».
8 Веселый огород 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Г». 3. Дыхательное упражнение «Капуста растёт». 4. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим …» 5. Упражнение на координацию речи с движениями 6. Русская народная потешка. 7. Комплекс общеразвивающих упражнений «Овощи». 8. Упражнение на развитие чувства ритма «Будь внимательным». 9. Подвижная игра «Огород».
Ноябрь 9 Репка 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Д». 3. Пальчиковая игра «Дом и ворота». 4. «Огородный хоровод». 5. Пальчиковая игра «Этот пальчик». 6. Ритмическая игра «Жили мыши на квартире». 7. Двигательное упражнение «Репка». 8. Русская народная игра «Репка».
10 Осенние подарки 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Д». 3. Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд». 4. Пальчиковая игра «Паучок». 5. Песня танец «Осень раз два три». 6. Пальчиковая игра «Осенний букет». 7. Двигательное упражнение «Мишка». 8. Игра «Маленький ежик».
11 Да свидания, птицы! 1. Дыхательная гимнастика «Ветер». 2. Чистоговорки звук «Ж». 3. Песня танец «Осень раз два три». 4. Физкультминутка «Клен». 5. Двигательное упражнение «Перелетные птицы». 6. Танец с движениями «Все захлопали в ладоши». 7. Игра пальчиковая «Птички».
12 Холодно! 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Ж». 3. Чтение стихотворения «Снежок». 4. Е. Железнова «Вот так холод, вот мороз». 5 ритмическое упражнение «Снежинки». 6. Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки». 7. Танец «Выпал беленький снежок». 8. Пальчиковая игра- массаж «Пальчик-мальчик».
Декабрь 13 Зима в лесу 1. Дыхательная гимнастика «Ветер». 2. Чистоговорки звук «З». 3. Песня о зиме Е. Железнова Е. Железнова «Мы мороза не боимся». 4. Физкультминутка «Метель». 5. «Зимняя игра». 6. Ритмическое упражнение «Снежок». 7. Е. Железнова «Вот так холод, вот мороз». 8. Ритмическая игра «Следы зверей». 9. Упражнение на развитие дыхание «Волки».
14 Дед Мороз спешит на елку 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «З». 3. Упражнение на развитие дыхания «Вьюга». 4. Физкультминутка «Дед Мороз». 5. Римическое упражнение «Снежинки». 6. Игра «Снежинки и Дед Мороз». 7. Песня о зиме Е. Железнова Е. Железнова «Мы мороза не боимся». 8. Зимняя игра «Снег руками нагребаем».
15 Украшаем елочку 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «К». 3. Физкультминутка «Наша елка». 4. Аппликация «Бусы повесили». 5. Музыкально- дидактическая игра на развитие динамического слуха «Колокольчики звенят». 6. «Танец с фонариками». 7. Пальчиковая игра «Наряжаем елку». 8. «Елочный хоровод».
16 Наступает Новый год 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Чистоговорки звук «К». 3. Пальчиковая игра «Наряжаем елку». 4. Е. Железнова «Вот так холод, вот мороз».5. Игра «Ритмическое эхо». 6. Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки». 7. Песня русская народная «Маленькая елочка». 8. Русская народная игра «колпачок».
Январь 17 Новогодний праздник в лесу 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «К». 3. пальчиковая игра «Наряжаем елку». 4. Песня русская народная «Маленькая елочка». 5. Стихотворение «Дед Мороз». 6. «праздничный марш для малышей». 7. Двигательное упражнение «Лесные гости». 8. Игра «Заморожу».
18 Рукавичка 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Л». 3. Русская народная потешка «Метелица». 4. Русская народная песня «Зайка». 5. Ритмическая игра «Два зайчика». 6. Танец «Снежок». 7. Игра «Зайцы и волк».
19 Снеговик 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Л». 3. Русская народная потешка «Зимушка». 4. Игра «Метелеца». 5. Пальчиковая игра «Снеговик». 6. Песня с движениями «Снеговик». 7. Физкультминутка «Попляшите». 8. Игра на развитие чувства ритма «Снеговик и снежинки».
20 Кошка и котята 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «М». 3. Пальчиковая игра «Расскажи про кошку». 4. Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Кошка и котенок». 5. Пальчиковая игра «Заболела кисонька». 6. Танец «Котятки». 7. Ритмическая игра «Цапки». 8. Игра «Киса и мышки».
Февраль 21 Котята и щенок 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «М». 3. Пальчиковая игра «Расскажи про кошку».4. Русская народная потешка «Кот». 5. Танец «Котята». 6. Игра «Киса и мышки». 7. Игра с собачкой. 8. Ритмичная игра «Котенок и щенок». 9. Русская народная потешка «Кисонька-мурысонька».
22 У бабушки в гостях 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Н». 3. Двигательное упражнение «В гости к бабушке». 4. Народная пальчиковая игра «Бабушка и внуки». 5. Ритмичная игра «Оркестор». 6. Песня Е. Железнова «Бабушка». 7. Игра «Заморожу». 8. Пальчиковая игра «Бабушка».
23 Как снеговики солнце искали 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Н». 3. Русская народная потешка «Мороз». 4. Пальчиковая игра «Снеговик». 5.. Физкультминутка «Снежная баба». 6. Ритмическая игра «Шагает снеговик». 7. Песня Е. Железнова «Снеговик». 8. Игра «Ритмическое эхо». 9. Русская народная игра «Зайка».
24 Армейская карусель 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «П». 3. Фонопедические упражнение «Машины». 4. Упражнение на дыхание «Гудок». 5. Пальчиковая игра «Капитан». 6. Стихотворение самолет». 7. Игра «Космонавты». 8. Танец с флажками.
Март 25 Как цыплята солнце будили 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «П». 3. Двигательное упражнение «Курочка». 4. Песня «Цыплята». 5. Пальчиковый массаж «Солнышко». 6. Двигательное упражнение «Зайчик». 7. Ритмичная игра «Сапожки». 8. Песня Е. Железнова «Солнышко». 9. Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Тихое и громкое».
26 Новая столовая 1. Скороговорки звук «Ш». 2. Ритмичная игра «Капусту рубим». 3. Песня Е. Железнова «Солнышко». 4. Танец-игра «Вороны». 5. Игра «Бубен». 6. Танец-игра «Вперед 4 шага назад 4 шага. 7.. Танец-игра «Танец маленьких утят».
27 В гости к нам пришли матрешки 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Р». 3. Игра «Бубен». 4. Танец с движениями «Мы-матрешки». 5. Танец «Неваляшки». 6. Игра «Матрешки и мышки». 7. Физкультминутка «Матрешка».
28 Весеннее солнышко 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Р». 3. Упражнение «Солнышко». 4. Игра на развитие мимических движений «Солнышко».5. русская народная игра «Солнышко». 6. Двигательное упражнение «Солнечный зайчик». 7. Танец с движением «Солнышко». 8. Игра «Скворушки».
Апрель 29 Весенняя капель 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «С» 3. Ритмичная игра «Капель». 4. Танец с движением «Капель». 5. Игра «Воробей», «Я бегу, бегу, бегу. 6. Пальчиковая игра «Весна».
30 Прилетайте, птицы! 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «С». 3. Игра «Я бегу, бегу, бегу». 4. Музыкально-дидактическая игра «Колокольчики». 5. Ритмическая игра- массаж ног «Строители». 6. Танец с движением «Весна». 7. Пальчиковая игра с движениями «Десять птичек стайка».
31 Весенний ручеек 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Т». 3. Песня «Капель». 4. Ритмичная игра «Барабан». 5. Игра «Ежик и мыши». 6. Ритмичная игра «Белочка». 7. Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Лесная прогулка». 8. Игра хоровод «Вышел Миша на лужок».
32 Кораблик 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Т». 3. Весенний хоровод. 4. Песня «Ручей». 5. Танец «Кораблики». 6. Упражнения «Цыплята». 7. Ритмическая игра «Лягушка». 8. Хороводная игра «Ну-ку зайка, попляши!». 9. Дыхательное упражнение «Ветер».
Май 33 Утренние лучи 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Ф». 3. Песня «Цыплята». 4. Пальчиковая игра «Цветы». 5. Двигательное упражнение с цветами. 6. Русская народная пестушка «Хамочек». 7. Весенний хоровод.
34 Петушок и его семья 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Ф». 3. Загадывание загадок. 4. Русская народная потешка «Петушок». 5. Русская народная песня «Петушок». 6. Двигательное упражнения «Петушиная семья». 7. Игра «Куры и петух». 8. Танец «Брысь кот». 9. Стихотворение «Храбрый цыпленок». 10. Ритмическая игра «Кто как ходит».
35 Колечко 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Ч». 3. Стихотворение «Зернышко». 4. Песня «Солнышко». 5. Упражнение «Мы посадим все цветы». 6. Танец с цветами. 7. Пальчиковая игра «Коготки». 8. Ритмическая игра «Индюк и овечка». 9. Игра «Перстенек».
36 Бобровый пруд 1. Дыхательная гимнастика. 2. Скороговорки звук «Ч». 3. Двигательное упражнение «У оленя дом большой». 4. Пальчиковая игра «Цветок». 5. Игра «Ритмическое эхо». 5. Танец «Утят». 6. Упражнение на равновесие «Аист». 7. Весенний хоровод.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на однодва занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 1 раз в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 9-12 часов в год.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аромштам М. Игры для детей раннего возраста // Дошкольное образование.
2. № 2. 2001. 2. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. № 5. 1998.
3. 3. Гаврина СЕ. и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997.
4. 4. Гончарук Г. Мы мороза не боимся, а гуляем, веселимся // Дошкольное образование. № 47—48. 2000.
5. 5. Далькроз Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства:
6. 6 лекций/ Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. //Театр и искусство. 1914. 6. Емельянов В., Трифонова И. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры. СПб., 1999.
7. 7. Зимина А. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. М., 1998.
8. 8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1982.
9. 9. Карельская Е. Поможем Буратино говорить // Дошкольное воспитание. № 1. 1999.
10. 10. Каука Р. Медвежонок Миша. Играем вместе с Мишей. М., 1997.
11. Каука Р. Медвежонок Миша. Поем и веселимся. М., 1999.
12. Кудрявцев В., Егоров Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.
13. Лукина О. И притопывать ногами, и прищелкивать перстами. //Дошкольное образование. № 2. 1999.
14. Макшанцева Е. Скворушка. М., 1998
15. Медникова Л. С. Развитие ритмической способности как средство социализации детей с интеллектуальной недостаточностью // Север. Дети. Школа. Вып. 3. Архангельск, 2001.
16. Мешаллиди Ж. Сольфеджио. Подготовительная группа. СПб.
17. Мешаллиди Ж. Сольфеджио. Первый класс. СПб.
18. Моисеева Р. Пальчиковые игры-упражнения // Дошкольное воспитание. № 5. 1999.
19. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
20. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Сост. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. Ярославль, 1998.
21. Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т. В. Галанова. Ярославль, 1998.
22. Руденко В. И. Веселый детский сад. Ростов н/Д, 2000.
23. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
24. Картушина М. Ю. К21 Логоритмика для малышей : Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. (Программа развития.).