Юлия Первышина
Программа «Чудеса оригами»
▼ Скачать +Заказ
«Чудеса оригами»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Рассмотрено
на педагогическом совете
ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»
Протокол № 1
от 28 августа 2020 года УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ СО КК
«Новороссийский СРЦН»
___И. В. Субботина
Приказ № ___
от 28 августа 2020 года
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Чудеса оригами»
на 2019-2020 учебный год
Публикация «Программа „Чудеса оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации: 5 месяцев
Автор-составитель:
Ю. С. Первышина, воспитатель
Новороссийск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Учебный (тематический) план …6
3. Содержание учебного (тематического) плана 10
4. Формы аттестации и оценочные материалы 12
5. Организационно-педагогические условия реализации Программы 15
6. Список литературы 16
7. Приложения 17
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса оригами» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла - это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также представляется платформа для развития творческих задатков. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить поделки своими руками.
Актуальность Программы
Актуальность Программы обусловлена её практической значимостью. Результаты творческой деятельности способствуют развитию активной личности, способной ориентироваться на будущее, прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В ходе реализации Программы обучающиеся удовлетворяют свои познавательные интересы. В процессе овладения основами оригами у обучающихся развиваются логическое и творческое мышление, закладываются основы конструкторского и образного мышления, пространственные представления. Используя самый доступный и дешевый материал для творчества – бумагу, обучающиеся учатся работать руками, у них совершенствуются мелкая моторика рук и точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Обучающиеся продолжают знакомство с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., пройденными на уроках математики, применяя на практике полученные знания. Происходит обогащение словарного запаса специальными терминами.
Педагогическая целесообразность Программы
В ходе реализации Программы обучающиеся овладевают основами оригами, выполняют задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Эта деятельность является составной частью воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
В процессе работы у обучающихся формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом, что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так обучающиеся осваивают законы перспективы. Таким образом, овладевая основами оригами, создавая композиции, обучающиеся применяют знания, полученные на уроках математики, технологии, рисования, окружающего мира. Создавая коллективные проекты, обучающиеся приобретают опыт совместной деятельности, учатся слушать и слышать друг друга.
Отличительные особенности Программы
Данная Программа разработана на основе типовой программы Н. В. Воропаевой «Художественное конструирование из бумаги» (2010г.). При реализации Программы предусмотрено тесное переплетение нескольких областей знаний. На занятиях, кроме техники овладения оригами, обучающиеся углубляют свои познания об окружающем мире, географии, геометрии.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Цель и задачи Программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся путем обучения основам техники оригами через организацию коллективно-творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• знакомить обучающихся с базовыми формами оригами;
• формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
• обучать различным приемам работы с бумагой;
• применять знаний, полученные на уроках математики, окружающего мира, технологии, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• развивать логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
• развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к искусству и философии оригами;
• расширять коммуникативные способности;
• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 3 до 18 лет, независимо от уровня подготовки.
Формы организации
образовательной деятельности и режим занятий
Формы организации образовательной деятельности – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в дневную смену воспитателя.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы
В результате обучения по данной Программе обучающиеся :
будут знать:
• основные геометрические фигуры;
• базовые формы оригами;
• различные приемы при работе с бумагой;
• основы техники оригами.
будут уметь:
• следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
• создавать изделия и композиции (как индивидуальные, так и коллективные) в технике оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
У обучающихся будут развиваться:
• логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
• мелкая моторика рук и глазомер;
• художественный вкус, творческие способности, фантазия.
Учебный (тематический) план (3 – 6 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Знакомство с оригами 1 1 Первичная диагностика/ Пед. наблюдение
2 Базовая форма «Квадрат» 1 1 Педагогическое наблюдение
3 Базовая форма «Треугольник» 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Базовая форма «Воздушный змей» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
5 Композиция «В лесу» 1 1 Педагогическое наблюдение
6 Базовая форма «Двойной треугольник» 3 - 3 Педагогическое наблюдение
7 Композиция «Островок в пруду» 1 - 1 Промежуточная аттестация/Педагогическое наблюдение
8 Базовая форма «Двойной квадрат» 3 3 Педагогическое наблюдение
9 Базовая форма «Конверт» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
10 Базовая форма «Рыба» 1 - 1 Педагогическое наблюдение
11 Модульное оригами 4 - 4 Педагогическое наблюдение
12 Итоговая аттестация 1 - 1 Итоговая выставка работ
Итого: 25 ч 1ч 24 ч
Учебный план (7 – 10 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Знакомство с оригами 1 1 Первичная диагностика/ Пед. наблюдение
2 Базовая форма «Квадрат» 1 1 Педагогическое наблюдение
3 Базовая форма «Треугольник» 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Базовая форма «Воздушный змей» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
5 Композиция «В лесу» 1 1 Педагогическое наблюдение
6 Базовая форма «Двойной треугольник» 3 - 3 Педагогическое наблюдение
7 Композиция «Островок в пруду» 1 - 1 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
8 Базовая форма «Двойной квадрат» 3 3 Педагогическое наблюдение
9 Базовая форма «Конверт» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
10 Базовая форма «Рыба» 1 - 1 Педагогическое наблюдение
11 Модульное оригами 4 - 4 Педагогическое наблюдение
12 Итоговая аттестация 1 - 1 Итоговая выставка работ
Итого: 25 ч 1ч 24 ч
Учебный план (11 – 14 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Знакомство с оригами 1 1 Первичная диагностика/ Пед. наблюдение
2 Базовая форма «Квадрат» 1 1 Педагогическое наблюдение
3 Базовая форма «Треугольник» 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Базовая форма «Воздушный змей» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
5 Композиция «В лесу» 1 1 Педагогическое наблюдение
6 Базовая форма «Двойной треугольник» 3 - 3 Педагогическое наблюдение
7 Композиция «Островок в пруду» 1 - 1 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
8 Базовая форма «Двойной квадрат» 3 3 Педагогическое наблюдение
9 Базовая форма «Конверт» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
10 Базовая форма «Рыба» 1 - 1 Педагогическое наблюдение
11 Модульное оригами 4 - 4 Педагогическое наблюдение
12 Итоговая аттестация 1 - 1 Итоговая выставка работ
Итого: 25 ч 1ч 24 ч
Учебный план (15 – 18 лет)
№ модуля (раздела) Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ. занятия Формы аттестации/ контроля
1 Знакомство с оригами 1 1 Первичная диагностика/ Пед. наблюдение
2 Базовая форма «Квадрат» 1 1 Педагогическое наблюдение
3 Базовая форма «Треугольник» 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Базовая форма «Воздушный змей» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
5 Композиция «В лесу» 1 1 Педагогическое наблюдение
6 Базовая форма «Двойной треугольник» 3 - 3 Педагогическое наблюдение
7 Композиция «Островок в пруду» 1 - 1 Промежуточная аттестация/ Педагогическое наблюдение
8 Базовая форма «Двойной квадрат» 3 3 Педагогическое наблюдение
9 Базовая форма «Конверт» 2 - 2 Педагогическое наблюдение
10 Базовая форма «Рыба» 1 - 1 Педагогическое наблюдение
11 Модульное оригами 4 - 4 Педагогическое наблюдение
12 Итоговая аттестация 1 - 1 Итоговая выставка работ
Итого: 25 ч 1ч 24 ч
Содержание учебного (тематического) плана
1. Знакомство с оригами.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. История развития искусства оригами.
2. Базовая форма «Квадрат»
Теория. Условные знаки, принятые в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Понятие «базовая форма: квадрат». Практика. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Выполнение практического задания. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
3. Базовая форма «Треугольник»
Теория. Знакомство с базовой формой «Треугольник». Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий на основе треугольника (стилизованный цветок, сердце, лисенок, голубь, собачка)
4. Базовая форма «Воздушный змей»
Теория. Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий на основе формы «Воздушный змей» (мухомор, попугай)
5. Композиция «В лесу»
Теория. Повторение изученных базовых форм. Практика. Складывание изделий на основе пройденных базовых форм. Оформление композиции «В лесу»
6. Базовая форма «Двойной треугольник»
Теория. Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий на основе формы «Двойной треугольник» (бабочка, тюльпан, лягушка)
7. Композиция «Островок в пруду»
Теория. Повторение изученных базовых форм. Практика. Складывание изделий на основе пройденных базовых форм. Оформление композиции «Островок в пруду».
8. Базовая форма «Двойной квадрат»
Теория. Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат». Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий на основе формы «Двойной квадрат» (Журавль, рыбка, бант)
9. Базовая форма «Конверт»
Теория. Знакомство с базовой формой «Конверт». Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий на основе формы «Конверт» (пароход, коробочка).
10. Базовая форма «Рыба»
Теория. Знакомство с базовой формой «Рыба». Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий на основе формы «Рыба» (мышь).
11. Модульное оригами
Теория. Знакомство с модульным оригами. Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий из одинаковых деталей – модулей. (кленовый лист, леденец, гвоздика, кольцо)
12. Итоговая аттестация
Практика. Выполнение практического задания. Складывание изделий на основе базовых форм и модульного оригами. Оформление «Праздничной открытки». Подведение итогов работы. Итоговая выставка готовых работ. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Формы аттестации и оценочные материалы
С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования художественных способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Результаты фиксируются в динамических таблицах, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и творческих результатов и оцениваются по 10-бальной системе.
• Вводный контроль (первичная диагностика) проводится на первом занятии для определения уровня подготовки воспитанников. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
• Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
• Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в форме занятия и педагогического наблюдения.
• Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного Программой.
Формы подведения итогов реализации Программы
Формы выявления полученных знаний: творческая работа, открытые занятия, участие в конкурсных мероприятиях, выставках. В конце каждого занятия организуется выставка работ. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось, и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Форма итоговой аттестации – выставка работ.
Механизм оценки уровня освоений Программы
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-реабилитационного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах.
Первичная диагностика
Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к занятиям и художественной деятельности.
Задачи:
• определить общий уровень развития ребенка;
• выявить природные способности к конструированию из бумаги;
• выявить уровень информированности в области оригами;
• определить мотивацию к занятиям.
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Промежуточная аттестация
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.
Задачи:
• определить уровень усвоения детьми теоретических знаний;
• определить уровень сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.
Форма проведения: педагогическое наблюдение.
Итоговая аттестация
Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами;
- выявить уровень усвоения теоретических знаний;
- определить уровень развития индивидуальных творческих способностей;
- анализ полноты реализации программы.
Форма проведения: итоговая выставка работ.
Критерии оценки
Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:
• высокий уровень (8-10 баллов);
• средний уровень (4-7 баллов);
• минимальный уровень (1-3 балла).
Параметр
развития Высокий уровень (8-10 баллов) Средний уровень (4-7 баллов) Низкий уровень (1-3 балла)
Изучение основных базовых форм. Знает названия базовых форм, различает и складывает Проявляет творчество при выполнении композиций Различает и складывает базовые формы с помощью педагога Не умеет различать и складывать базовые формы.
Умение создавать модели на основе модуля Знает правила соединения модулей, конструирует по собственному замыслу. Соединяет детали неаккуратно, не умеет выполнять задание без помощи педагога Не умеет соединять детали
Умение создавать композиции Умеет самостоятельно составлять композиции, проявляет инициативу Не умеет подбирать фигуры для создания композиций. Не умеет пользоваться правилами составления композиций
Способы фиксирования результатов
• отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение№ 1);
• записи в журнале учета о результативности участия детей в выставках и конкурсах разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность);
• портфолио учащихся.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практическая значимость программы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Освоение материала происходит по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности определенному возрасту обучающихся. Это гарантирует успех каждого и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления школьников, особенно младшего возраста, значительно опережают их практические умения, поэтому используются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций на различные темы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у обучающихся, позволяют не только развивать индивидуальные творческие способности, но и решать нравственно-этические задачи. С обучающимися более старшего возраста проводится аналитическая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше внимания разбору и анализу работ, созданных ими. С первых же занятий обучающиеся приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) создание композиции. Тема ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, двор. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Материально-технические условия реализации программы
1. Технические средства: телевизор, ноутбук.
2. Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кисточки, карандаши, шариковые ручки, ластик, линейка.
3. Материалы: цветная бумага, картон, клей ПВА.
Учебно-методическое обеспечение
В процессе обучения используются наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: инструкционные карты, дидактические карточки, схемы базовых форм оригами, презентации для уроков.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Список литературы, используемой при написании Программы
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей», Bestiary, 2019 г.
2. Музалевская Ю. В. «Чудеса оригами», Лабиринт, 2016 г.
3. Дени Гийом, «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия», Эксмо, 2019г.
4. Богатова И, «Оригами», Мартин, 2019 г.
5. Армин Тойбнер, «Объемные фигурки из бумаги», Астрель, 2012 г.
Электронные образовательные ресурсы
Приложение № 1
Диагностическая таблица
Первичная диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Изучение основных базовых форм. Умение создавать модели на основе модуля Умение создавать композиции
Диагностическая таблица
Промежуточная диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Изучение основных базовых форм. Умение создавать модели на основе модуля Умение создавать композиции
Диагностическая таблица
Итоговая диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Изучение основных базовых форм. Умение создавать модели на основе модуля Умение создавать композиции