Зуева Оксана Николаевна
Программа «Азбука общения»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука общения»
Срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: 12-13 лет
Составитель: Зуева О. Н.
1. Пояснительная записка
Программа кружка «Азбука общения» соответствует федеральному государст-венному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым ре-зультатам, составлена на основе программы Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе» - Издательство Генезис Москва,2008.
Публикация «Программа „Азбука общения“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в школе - интернат в настоящее время является очень актуальной, т. к. учебные нагрузки, не-соответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями детей, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приво-дят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети, поступившие вновь и проходящие адаптацию. Поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий для детей проходящих адаптацию в школе – интернат, направлена на формирование и сохранение психологического здоровья детей, т. к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологиче-ского здоровья воспитанников через создание условий для их успешной адаптации в шко-ле – интернат.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить инте-рес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении трудностей - установку преодо-ления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установле-ния межличностных отношений друг с другом и взрослым.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь воспитанников.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с воспитанниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связан-ный с сознанием, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» : собст-венного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он пред-полагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентифика-цию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно - мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка по-требности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
В рамках данного направления разработана программа курса «Азбука общения». Ра-бочая программа курса внеурочной деятельности рассчитана на возраст 12-13 лет, 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• Развивать творческие способности детей;
• Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
• Формировать и поддерживать реальный «образ Я»
•
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением из-влекать необходимую информацию из текста
• определять и формулировать цель в совместной работе
• учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
• осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
• реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
• планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
• соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
• наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
• обогатить представление о собственных возможностях и способностях
• учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
• оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
• учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
• находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
• адекватно воспринимать оценку учителя и своих товарищей
КоммуникативныеУУД:
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
• учиться контролировать свою речь и поступки
• учиться толерантному отношению к другому мнению
• учиться самостоятельно решать проблемы в общении
• осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
• формулировать своё собственное мнение и позицию
• учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодра-ма, дискуссионые игры, эмоционально символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности
Я-фантазер. (8 часов) Я умею фантазировать. Мои сны. Я умею сочинять. Я-ученик. Мои мечты. Фантазии и ложь. Ложь большая и маленькая.
Я и моя школа. (4 ч) Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».
Я и мои воспитатели. (4 ч) Я и мои воспитатели. Почему я совершаю ошибки? Я умею просить прощения.
Я и мои друзья. (4 ч) Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка.
Что такое сотрудничество? (14 ч) Что такое сотрудничество. Я умею понимать другого. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная рабо-та? Коллективная работа «Мы» Мы умеем действовать сообща. Коллективная работа «Подгото-вим вместе праздник». Праздник «Мы вместе!»
4. Тематическое планирование
1-й класс
№ темы п/п Тема/ раздел курса Кол-во часов Практические работы
(экскурсии, проекты и т. п.)
Я-фантазер. 8ч
1 Я – школьник. Я-фантазер. 1 Рисунок «Идеальная школа»
2 Я умею фантазировать. 1 Просмотр мультфильма «Фантазеры»
3 Мои сны.
1 Рисунок «Рисунок сна»
4 Я умею сочинять. 1 Рисунок к стих. Остера «Вредные советы»
5-6 Я-ученик. 2 Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»
7 Мои мечты. 1 Сочинение «Мои мечты»
8 Фантазии и ложь. 1 Игровая форма проведения
9 Ложь большая и маленькая. 1 Занятие мини-диспут
Я и моя школа. 4 ч
10 Я и моя школа. 1 Сочинение «Моя школа»
11 Что такое лень? 1 Игра-драматизация
12 Я и мой учитель. 2 Сказка «О мальчике Вале»
13 Как справляться с «Немогучка-ми» 1 Разбор ситуаций, их инсценировка
Я и мои воспитатели. 4 ч
14-15 Я и моивоспитатели. 2 Презентация «Моя семья»
16 Почему я совершаю ошибки 1 Разбор ситуаций, их инсценировка
17 Я умею просить прощения. 1 Тренинг «Изобрази ситуацию».
Я и мои друзья. 4 ч
18 Настоящий друг. 1 Работа с рисунками на тему: «Мой друг».
19 Умею ли я дружить?. 1
20 Трудности в отношениях с друзьями. 1 Тренинг «Изобрази ситуацию».
21 Ссора и драка. 1 Тренинг «Изобрази ситуацию».
Что такое сотрудничество? 14 ч
22 Что такое сотрудничество. 1 Занятие мини-диспут
23-24 Я умею понимать другого. 2 Этюды: «Кто лишний?», «Что значит пони-мать другого?»
25 Я умею договариваться с людьми. 1
26 Мы умеем действовать сообща. 1 Рисунок «Мой класс»
27 Что такое коллективная работа? 1 Способы работы в коллективе. Создание общего рисунка всем коллективом.
28-30 Коллективная работа «Мы» 3 Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты»
31 Мы умеем действовать сообща. 1 Игра «Мы- команда».
32-33 Коллективная работа «Подго-товим вместе праздник» 2 Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты.
34 Праздник «Мы вместе» 1 Занятие – праздник
Приложение. Система оценки планируемых результатов.
1. Входная диагностика.
1. Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?
а. остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения,
б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,
в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.
2. Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече с классом.
а. «Здравствуйте, дети!»
б. «Доброе утро, дети!»
в. «Хай, дети!»
3. Как ты будешь вести себя при осмотре экспозиции в музее?
а. буду передвигаться бесшумно, никому не мешая,
б. буду громко комментировать увиденное,
в. буду трогать руками экспонаты.
4. Ты опоздал в театр. Идёт спектакль. Нужно ли сразу проходить на своё место?
а. Нужно пройти на своё место,
б. нужно сдать билет в кассу,
в. следует сесть на свободное место.
5. В каком транспорте следует здороваться с незнакомыми пассажирами?
а. в купе пассажирского поезда,
б. в вагоне метро,
в. в салоне автобуса
6. Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить человека: «Вы можете говорить?» ?
а. чтобы быть уверенным, что человек хочет говорить с тобой,
б. чтобы узнать настроение человека,
в. чтобы перезвонить попозже, если человек занят работой или за рулём машины.
7. Ты пришёл в гости и тебя оставили одного в гостиной. Что ты будешь делать?
а. стоять на одном месте,
б. заглядывать в ящики шкафов,
в. прохаживать по комнате, разглядывая мебель.
8. Ты с другом идёшь по улице встречаешь своего знакомого. Как должен поступить твой друг?
а. поздороваться и отойти в сторону,
б. принять участие в разговоре,
в. пока ты будешь говорить со знакомым, уйти.
9. К тебе пришли гости и принесли подарок. Что ты будешь делать?
а. молча отнесу его в комнату,
б. разверну и поблагодарю,
в. разверну, придирчиво рассматривая и комментируя цвет, форму, размер.
10.«Слово- серебро, молчание — золото». Как ты это понимаешь?
а. за плохое слово могут наказать, лучше промолчать,
б. лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно,
в. слушать труднее, чем говорить.
Критерии оценивания.
За каждый правильный ответ ученик получает1 балл.
Ключ. 1. б, 2. в, 3. а, 4. в, 5. а, 6. в, 7. а, 8. а, 9. б, 10. в.
10 - 8б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения.
5 - 7 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения.
0 - 4 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения.
2. Итоговый тест.
1. Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий старик?
а. стоящий юноша,
б. проходящий старик,
в. не имеет значения.
2. Если ты не согласен с собеседником, как ты поступишь?
а. остановлю его на полуслове и выскажу свою точку зрения,
б. дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения,
в. свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.
3. Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая груп-па детей?
а. младшие школьники и девочки,
б. старшеклассники,
в. отличники школы.
4. Тебе представили Сидорова Петю. Петя сказал: «Очень приятно, Сидоров Петя!» Твои действия?
а. с легким поклоном головы протянуть руку,
б. похлопать его по спине,
в. ответить: «Рад познакомиться!»
5. Зачем в школе существуют правила?
а. чтобы все ученики слушались учителей,
б. чтобы сохранить жизнь и здоровье учеников,
в. чтобы родители не беспокоились о своих детях.
6. Попробуй с товарищем выяснить, кто будет первым читать стихотворение., а кто оцени-вать. Затем поменяйтесь ролями. Отметь, как вы себя вели при этом?
а. сразу же договорились про очередность, приведя убедительные доводы,
б. вообще не смогли договорить и разругались,
в. договорились, но немного поспорили.
7. У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл её вернуть. Твои действия?
а. не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил,
б. вернуть книгу, извинившись,
в. незаметно подложить книгу в ранец друга.
8. Куда ты положишь ложку, если уже поел?
а. положу на скатерть,
б. буду держать в руке,
в. положу в пустую миску.
9. Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику.
а. подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку,
б. махать рукой, показать язык, надуть губы,
в. сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот.
10. Где ты можешь найти достоверную информацию, неизвестную тебе?
а. в словарях, справочниках, энциклопедиях и сети Интернет,
б. я сам всё знаю,
в. в библиотеке.
11. Ты очень торопишься, но тебя на улице останавливает незнакомый прохожий и спраши-вает, как пройти на незнакомую тебе улицу. Твои действия?
а. молча укажу в любую сторону,
б. отвечу «Извините, к сожалению, я ничем не могу помочь»,
в. пожав плечами, пройду мимо.
12. Попробуете в паре нарисовать рисунок на тему : «Сказочный герой» .Вместе определите кого вы будете рисовать, где и как. Отметь, как вы себя вели в процессе работы?
а. я слушал моего партнёра и мы сделали всё, как он хотел,
б. мы посовещались и договорились о самом герое, расположении и технике рисования,
в. я сам всё рисовал и не слушал своего партнёра.
13. Ты спешил на урок и в коридоре столкнулся лбом с другим мальчиком. Тебе ужасно больно. Твои действия?
а. обругаю мальчика,
б. молча уйду,
в. извинюсь пред мальчиком.
14. Зачем придерживать тяжёлую дверь, выходя из здания?
а. чтобы она не ударила человека, который идёт следом,
б. чтобы она не стучала,
в. чтобы дверь не разбилась.
15. Что научит тебя умению говорить и излагать правильно свои мысли?
а. телевидение,
б. компьютерная игра,
в. книга.
Критерии оценивания.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Ключ. 1. а, 2. б, 3. а, 4. в, 5. б, 6. а, 7. б, 8. в, 9. в,10. а, 11. б, 12. б, 13. в, 14. а, 15. в.
13-15 б. Высокий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.
(- знает установленные правила поведения
планирует свои действия, прогнозирует результат,
осуществляет поиск информации в справочниках и цифровых источниках,
строит сообщения в устной и письменной форме,
адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
учитывает разные мнения, договаривается, приходит к общему решению в совместной деятельности.)
8-12 б. Средний уровень развития коммуникативного поведения и УУД.
(- знает установленные правила поведения
планирует свои действия, но не прогнозирует результат,
осуществляет поиск информации лишь в печатных в справочниках,
строит небольшие сообщения в устной форме и письменной,
не всегда адекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
пытается учитывать разные мнения и договориться в совместной деятельности)
1-8 б. Низкий уровень развития коммуникативного поведения и УУД.
(- знает не все установленные правила поведения,
недостаточно планирует свои действия для получения результата,
частично осуществляет поиск информации,
строит небольшие сообщения лишь в устной или письменной форме,
неадекватно использует речевые средства для решения комммуникативных задач,
не учитывает разные мнения, трудно договаривается с партнёрами)