Елена Кручинкина
Программа по обучению английскому языку детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Трудно переоценить значение свободного владения одним или несколькими иностранными языками в современном мире. В настоящее время во многих странах именно английский язык является средством общения в различных сферах жизни – особенно в областях науки, техники и международной торговли. В таких странах обучение этому языку является важным направлением государственной политики в области образования.
Темочки:
- Английский язык для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Осознание необходимости владения английским языком для участия в экономической и общественной жизни привело к тому, что родители стремятся приобщать детей к изучению языка начиная с дошкольного периода. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость развития методики раннего языкового обучения в русле современных общепедагогических и обще социальных тенденций. Таким образом, можно выделить следующие основные черты, характерные для организации процесса раннего обучения английскому языку детей дошкольного возраста, представленные в данной программе :
- обучение детей носит явную коммуникативную направленность, то есть побуждает детей использовать полученные навыки в различных ситуациях общения;
- интеграция различных приемов обучения и видов деятельности направлена на развитие всех психических процессов ребенка;
- обучение происходит с учетом особенностей развития дошкольников и осуществляется в наиболее подходящей для детей форме – игровой.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в использовании педагогом в полном объеме современных средств обучения, комбинировании методов и приемов, разработанных на основе практического опыта, с учетом возможностей и психологических особенностей дошкольников. Основная форма занятий – игровая и сюжетная, позволяет в наиболее полной мере реализовать цели и задачи программы, сделать обучение наиболее привлекательным для детей, пробудить в них настоящий интерес к освоению нового языка. Смена видов деятельности помогает детям усваивать материал легко и непосредственно, без усталости, в то же время развивая внимание, концентрацию, память и другие психические процессы. Интеграция с другими видами обучения – рисованием, пением, подвижными играми, обеспечивает разносторонний взгляд на процесс, развивающий коммуникативные навыки, так как побуждает детей активно использовать полученные знания в различных ситуациях общения. Кроме того, в программе успешно используются упражнения на развитие моторики, так как в дошкольном возрасте это является важным при развитии речемыслительных процессов. Весь процесс обучения направлен не только на решение конкретных практических задач (первичные навыки грамматики английского языка, аудирование и говорение, но, что более важно, помогает личностному развитию и социализации ребенка.
В современном мире наиболее актуальными становятся проблемы межкультурных коммуникаций, что вызывает необходимость воспитывать в детях толерантное отношение к другим культурам и традициям и, конечно, это невозможно сделать при наличии языкового барьера, то есть препятствия в общении. Таким образом, раннее обучение иностранным языкам продиктовано общими тенденциями развития общества. Кроме того, ученые отмечают дошкольный возраст, как наиболее благоприятный, для начала обучению иностранному языку, так как ребенок в этом возрасте обладает рядом особенностей, дающих ему преимущества перед более старшими детьми – возможность овладения практически речью, не осознавая ее грамматический, синтаксический и фонетический состав – то есть овладение сразу фразами, не отдельными словами; дошкольник легче запоминает большой объем информации, у него снят «языковой» барьер; мир для него имеет эмоциональную окраску, если, занятие интересно ему, вызывает яркие эмоции, он усваивает материал даже без усилий. Поэтому, целесообразно использовать этот период в жизни ребенка, чтобы заложить основы коммуникации на неродном языке.
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности. На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.
Цели и задачи реализации программы
Цель: Создание условий для изучения английского языка, что достигается комплексным подходом к построению занятий, формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка
Задачи:
Образовательные:
- формировать осознанное отношение, как к родному, так и иностранному языку
- ознакомить детей с элементами культуры страны изучаемого языка
- Знакомство с некоторыми культурными и социальными аспектами стран изучаемого языка : национальными праздниками, героями сказок, традиционными играми
Развивающие:
- развивать у детей способность к общению;
-развивать у детей мышление, внимание, восприятие, память, эмоции, воображение, а также познавательные и языковые способности;
- пробудить интерес детей к новому языку и общению на нем
Воспитательные:
-воспитывать у детей культуру общения – внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать и самому обращаться с просьбой, благодарить и т. д.
Особенности организации образовательного процесса
Ведущей формой организации является групповая. В основе обучения лежит чередование занятий: индивидуальных, индивидуализированных, групповых.
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- Индивидуализированная (где учитываются учебные и индивидуальные возможности воспитанника);
- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
Принципы и подходы к формированию программы
Принципы работы по учебной программе
1. Обязательно использовать различные средства поощрения.
2. Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
3. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
4. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
5. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы воспитателя.
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
В группу принимаются воспитанники дошкольного учреждения МБДОУ детский сад №45 от 6 до 7 лет. Особого отбора для занятий не существует, занятия могут посещать все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Также учитываются рекомендации логопеда и воспитателя, реализующего данную программу, о целесообразности участия воспитанника в реализации данной программы.
Планируемые результаты освоения дополнительной программы
Воспитанник может уметь:
Специальные умения:
Диалогическая речь - отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в зависимости от содержания увиденного или услышанного, использовать стандартные выражения этикетного характера.
Монологическая речь - делать связное сообщение по предложенной теме, (3-4 предложения) в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения. Аудирование - понимать речь учителя по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.
Специальные навыки:
Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией.
Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п. К концу первого года обучения дети будут знать лексическое содержание таких тем, как: «Знакомство», «Глаголы движения», «ABC’s», «Я-внешность-лицо», «Цвета», «Предметы для творчества/Школьные принадлежности», «Счет (1—10)», «Гигиена», «Мои игрушки», «Животные», «Праздники», «Дни недели» «Еда/Вкус», «Эмоции», «Моя семья», «Мой Дом/Квартира», «Времена года/Природа», «Погода и одежда».
Методические требования к проведению занятий
1. Наличие просторного кабинета, с пространством для подвижных игр.
2. Аудио и видео аппаратура.
3. Аудио и видео записи.
4. Доска магнитная, двусторонняя.
5. Дидактические игры (домино, лото по темам).
6. Настольно-печатные игры.
7. Фронтальный демонстрационный материал:
8. Раздаточный демонстрационный материал (карточки, схемы, пиктограммы).
9. Игрушки и персонажи по темам.
10. Материалы для изодеятельности.
11. Мебель по росту детей : стульчики и столики.
12. Схемы и плакаты.
13. Атрибуты театральные.
14. Канцтовары.
Структура и содержание работы.
Содержание программы кружка включает в себя языковой материал : фонетика, лексика, грамматика. Принцип ведения происходит от простого к сложному. Восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов и выражений, мини-диалогов, песен, рифмовок и т. д.
Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности развития дошкольников, их интересы.
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их развитие, способности.
Характеристика разделов программы
1) Игровая технология – которая объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
2) Технология дифференцируемого обучения – которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
3)Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учтёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
4) Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
5) Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Методы, средства, формы и приемы реализации программы обучения
Занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями, метода цикличности, т. е. возврата к ранее пройденному материалу, игры, как основного вида деятельности дошкольника.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения иностранным языкам :
- коммуникативной направленности;
- активации речемыслительной деятельности детей в процессе овладения языком как средством общения;
- повышение мотивации учения;
- индивидуальному подходу к детям;
- техническому оснащению учебного процесса.
Групповые занятия строятся следующим образом:
I. Вводная часть: - приветствие, орг. момент; - фонетическая разминка.
II. Основная часть: - лексический материал по теме занятия; - речевой материал по теме; - аудирование - чтение рифмовок, стихотворений, пение песен; - игры на закрепление материала; - физкультминутки
III. Заключительная часть: - закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций; - ориентировка на следующее занятие
Организация и проведения занятий
Виды работы на занятиях английским языком.
- работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, фонетическая зарядка.
- работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры, сказки.
- работа с картинками: описание, сравнение.
- разучивание стихов, песенок, считалок, рифмовок.
- разучивание песен: конкурсы, инсценировка.
- инсценировки коротких рассказов, сказок, пьес.
- подвижные игры: игры с мячом, зарядки, физкультминутки.
- спокойные игры: загадки, кроссворды.
- ролевые игры.
- изобразительная деятельность.
- изучение букв и звуков.
Основные приемы обучения :
1) имитация;
2) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки);
3) использование учебных игр;
4) загадки;
5) песни;
Примерный план занятия по учебной программе :
1. Приветствие.
2. Речевая разминка.
3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр в виде танцев.
5. Закрепление нового лексического материала.
6. Подведение итога.
1. Примерная структура занятия.
Организационный момент или приветствие (нужно не только поздороваться с детьми, а также узнать их настроение и т. д.).
Фонетическая зарядка помогает ввести в языковую среду, нацелить на хорошее, четкое произношение звуков изучаемого языка и слов.
На следующем этапе занятия происходит активизация усвоенного материала на предыдущих занятиях. В зависимости от содержания материала эта часть занятия может проходить в форме ответов и вопросов, игры, составления диалога.
Обязательно включать элемент аудирования, чтобы дети учились понимать на слух небольшой рассказ или сказку.
Затем происходит знакомство с новым материалом с использованием яркого наглядного пособия и первичное его закрепление.
Чтобы на занятиях было интересно и не утомительно, для детей необходимо использовать разные виды деятельности, между этапами занятия проводить подвижные игры, петь песенки.
Игры и упражнения по обучению дошкольников иностранному языку
Игра «What’sthis?»
Цель: формировать у детей умение по одному подсистемному признаку воссоздать весь предмет, расширять словарный запас.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены части объектов. Детиотгадываютиназываютцелое.
Wheels- cabin – window (car)
Wheels – body – window (lorry)
Wheels – body – wings (plane)
Wings – nose – wheels (plane)
Сначала детям показывают один подсистемный признак, т. е. одну картинку. Они могут назвать несколько систем, имеющих такие части.
Игра «Что лишнее»
Цель: с помощью символов, выполненных по методу зрительной аналогии формировать понятия надсистемы (обобщающее понятие) для любого ряда объектов (продуктов питания, мебели, одежды). Формировать лексический запас по данным темам.
Ход: у детей карточки с цифрами от 1 до 5. преподаватель называет 5 слов. Дети находят лишнее слово и показывают карточку с цифрой. Например: milk,bread,fish,jam,atable. В данном случае верным ответом будет карточка с цифрой 5, т. к. а table – не продукт питания.
Игры на функциональный подход так же, как и игры на структурный подход, позволяют быстро запоминать материал.
В игре «Слово и действие» ставится такая цель: учить детей определять функции, которые присущи любому объекту, как системе, и входящим в это
понятие объектам, как подсистеме. Упражнять в употреблении английских слов и
выражений, развивать память, формировать различные способы мышления. Расширять словарный запас за счет глагольных форм.
Ход:
Водящий прокатывает мяч кому–либо из детей и называет предмет. Ребенок должен назвать, что этот объект может делать. Мяч возвращается.
Например: объект – птица (bird)
Action : (действия)to fly,to sleep,to go,to sit,to eat
В начале освоения игры для помощи детям можно рядом на столе разложить карточки с символами различных действий. В дальнейшем игра проводится без опоры на символы.
Для активизации дошкольников при обучении английскому языку я широко использую группу методов синектики. Это методы прямой аналогии, символической и эмпатии (личной аналогии).
Прямая аналогия, как метод, позволяет сравнивать объекты по внешнему виду, по свойствам, по цвету, функциям, характеру. Соответственно, увеличивается словарный запас у детей.
Игра «Загадки»
Цель: учить детей с помощью заданного алгоритма, представленного в виде зрительных символов, составлять рассказы – загадки о животных на английском языке.
Ход: детям показывают карточку, на которой с помощью символов задан алгоритм, и объясняет, как с его помощью можно составить загадку.
Например: It’s big. It’s brown. It likes honey. What is it?
В дальнейшем дети загадывают загадки без опоры на зрительную символику. Также с помощью зрительной символической аналогии можно привлечь детей к сочинению рифмовок.
Например: It’s a pig, It is big.
А также дети в дальнейшем могут без труда составить монологическое высказывание о животных.
Метод фокальных объектов (МФО) – помогает составить сказку, сочинить загадку об объекте, используя полученные признаки, свойства, характеристики, ранее не принадлежащие данному объекту. МФО способствует развитию интереса детей к словесным играм.
Учебно-тематический план.
№ Наименование тем Форма организации Кол-во занятий Кол-во часов
теория практика
1 Greeting (Знакомство - приветствие). Фронтальная 1 0,3 0,7
2. Животные-артисты. Приветствие Фронтальная 1 0,3 0,7
3. Животные-артисты Приветствие. Фронтальная 1 0,3 0,7
4. Весёлая лисичка. Приветствие. Фронтальная 1 0,3 0,7
5. Привет, как тебя зовут? Знакомство Фронтальная 1 0,3 0,7
6. Спот знакомится с ребятами. Знакомство Фронтальная 1 0,3 0,7
7. В гостях у Буратино. Знакомство. Фронтальная 1 0,3 0,7
8. Знакомство Фронтальная 1 0,3 0,7
9. Моя семья Фронтальная 1 0,3 0,7
10. Моя семья Фронтальная 1 0,3 0,7
11. Семья Фронтальная 1 0,3 0,7
12. Семья Фронтальная 1 0,3 0,7
13. Мой фотоальбом. Фронтальная 1 0,3 0,7
14. Кто есть кто. Фронтальная 1 0,3 0,7
15. Счет от 1 до 5 Фронтальная 1 0,3 0,7
16. Сколько кому лет? Фронтальная 1 0,3 0,7
17. Счет от 5- до 10. Фронтальная 1 0,3 0,7
18. Шаг за шагом Фронтальная 1 0,3 0,7
19. Счет от 1 до 10. Один, два, три. Фронтальная 1 0,3 0,7
20. Волшебный счёт. Фронтальная 1 0,3 0,7
21. Краски вокруг нас. Фронтальная 1 0,3 0,7
22. Что, какого цвета? Фронтальная 1 0,3 0,7
23. Весёлая карусель Фронтальная 1 0,3 0,7
24. Цвета. Разноцветные краски. Фронтальная 1 0,3 0,7
25. В гостях у краски Фронтальная 1 0,3 0,7
26. Играем с цветами. Фронтальная 1 0,3 0,7
27. Это Я. Части тела. Фронтальная 1 0,3 0,7
28. Части тела. Фронтальная 1 0,3 0,7
29. Доктор Айболит в гостях у ребят. Части тела Фронтальная 1 0,3 0,7
30. Посмотрим наши лица. Части тела. Фронтальная 1 0,3 0,7
31. Рисуем портрет. Части тела Фронтальная 1 0,3 0,7
32. В гостях у Мудрой Совы. Части тела Фронтальная 1 0,3 0,7
33. Мои любимцы. Фронтальная 1 0,3 0,7
34. Давайте посчитаем животных. Фронтальная 1 0,3 0,7
35. Мои любимые животные. Домашние и дикие животные. Фронтальная 1 0,3 0,7
36. Мои любимые животные.
Домашние и дикие животные. Фронтальная 1 0,3 0,7
37. Животные. Фронтальная 1 0,3 0,7
38. Животные. Фронтальная 1 0,3 0,7
39. Мой дом. Фронтальная 1 0,3 0,7
40. Комнаты. Фронтальная 1 0,3 0,7
41. Мебель. Фронтальная 1 0,3 0,7
42. Мой дом. Фронтальная 1 0,3 0,7
43. Комнаты. Фронтальная 1 0,3 0,7
44. Мебель. Фронтальная 1 0,3 0,7
45. Фрукты. Фронтальная 1 0,3 0,7
46. Овощи. Фронтальная 1 0,3 0,7
47. Фрукты и овощи. Фронтальная 1 0,3 0,7
48. Фрукты и овощи. Фронтальная 1 0,3 0,7
49. Фрукты и овощи. Фронтальная 1 0,3 0,7
50. Фрукты и овощи. Фронтальная 1 0,3 0,7
51. Где живут наши игрушки (Фронтальная 1 0,3 0,7
52. Какие бывают игрушки? Фронтальная 1 0,3 0,7
53. Магазин игрушек. Фронтальная 1 0,3 0,7
54. Мои игрушки. Фронтальная 1 0,3 0,7
55. Путешествие в страну игрушек. Фронтальная 1 0,3 0,7
56. Моя любимая игрушка. Фронтальная 1 0,3 0,7
57. Повторение Фронтальная 1 0,3 0,7
58. Повторение Фронтальная 1 0,3 0,7
Мониторинг успешности реализации Программы
Программа «Интегрированный Английский» предполагает отслеживание процесса развития каждого ребенка, оценку индивидуальных особенностей и фиксацию наблюдений в специальных картах. Оценка индивидуальных особенностей процесса развития ребёнка средствами английского языка осуществляется главным образом путём наблюдений и их фиксации в специальных картах, заполняющихся на каждого.
Критерии оценки 1.
Диалогическая речь.
Высокий творческий уровень: задает более 3х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы творческие, развернутые (сверх того, что требуется). Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения.
Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условно-правильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки).
Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками).
2. Монологическая речь.
Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется, речь корректная, количество фраз 5 и более. Высказывание соответствует ситуации. Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.
Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки, 2-3 фразы.
Низкий уровень: не дает ответа.
3. Аудирование
Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного.
Средний уровень: с помощью учителя передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы).
Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь.
4. Лексические навыки
Высокий творческий уровень: ответ творческий, лексический запас превышает программные требования. Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения.
Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения.
5. Фонетические навыки.
Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.
Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.
Предметно – развивающая среда и материально - техническое
Для того, чтобы обучающиеся усвоили необходимые знания и умения, немалую роль играет правильно оформленный кабинет, где проводятся занятия. Для осуществления учебного процесса в кабинете имеются инструкции по охране труда, правила поведения на занятиях, инструкция по противопожарной безопасности. Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения и вентиляции помещения
Контингент детей
Программа разработана для детей 6-7 лет.
Вид детской деятельности: Модифицированный
Состав: Постоянный
Особенности набора воспитанников: Свободный
Итог реализации программы :
Ребенок, прошедший полный курс обучения, может:
-понимать на слух английскую речь, однократно предъявляемую педагогом, просьбы и простые вопросы;
-произносить короткие фразы на английском языке и знать от 30 до 50 слов;
-употреблять существительные в единственном и множественном числах;
-употреблять личные, указательные, притяжательные и вопросительные местоимения;
-употреблять числительные;
-употреблять глаголы в повелительном наклонении, в утвердительной и отрицательной формах.
-употреблять прилагательные при описании предмета, человека, игрушки и т. д.
-строить простое предложение из нескольких слов;
-осуществлять диалоговое общение на элементарном уровне.