Екатерина Нестеренко
Программа «Ангелочек»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Публикация «Программа „Ангелочек“» размещена в разделах
Дошкольный возраст - важный период для становления личности. Изучение православных основ культуры, знакомство с климатическими и национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, понять непреходящие ценности православия, развить духовные потребности.
В основы программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста положено единство воспитания, обучения и развития детей. Программа рассчитана на детей всех возрастных групп дошкольного возраста (от 2 до 7 лет).Она знакомит малышей с миром православных ценностей своего народа через игры, сказки, песни, рукоделие, рисунки. Поэтапно, в соответствие с возрастом, ребята знакомятся с православием через истории, фильмы, тематические диалоги, иконографию, праздники.
Спецификой организации непосредственно образовательной деятельности с детьми является обращение через духовно-нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому сознанию ребёнка. Познавательная сфера расширяется не путём накопления ребёнком разнообразных фактов, а через открытие и усвоение связей между ними.
С помощью драматических игр - драматизаций, бесед, творческих заданий, интерактивных экскурсий, у детей складывается система впечатлений о красоте и сезонных изменениях окружающего мира, об исторической, культурной традиции своего народа, пробуждается чувство пригодности к ней.
В процессе совместных творческих занятий, свободной игры, у детей формируется опыт вхождения в общественные отношения: они учатся добиваться поставленной цели, переживать первые победы и неудачи, быть щедрыми и терпеливыми, внимательными, исполнительными и инициативными.
Материал программы имеет свою тематику и последовательность. Более простые понятия и явления расширяются и углубляются в зависимости от увеличения возраста детей, их возможности становиться впечатлительными, формирующими внутренний мир ребёнка.
Непосредственно образовательная деятельность, игры и трудовая деятельность детей предполагает организацию выставок, коллекций, ярмарок, походов, экскурсий и, конечно же, проведение Православных праздников, которые являются обязательным приложением к программе.
Основная цель программы.
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основные задачи программы :
• Воспитывать духовно-нравственную личность ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях православия.
• Рассматривать семейные традиции, как самые близкие для детского понимания.
• Воспитывать чувство жалости, сочувствия и доброго отношения к людям и животным.
• Способствовать возникновению дружелюбной атмосферы совместной игры и труда.
• Познакомить детей с храмом и церковной утварью, а так же всеми предметами, находящимися в храме.
• Воспитывать способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить с жизнью природы. Дать почувствовать детям, что Бог вложил в сотворённый Им мир и в человека способность расти и развиваться.
• Рассказы о чудесах Иисуса Христа понимать как проявление Его любви к людям, а не "волшебство".
• Углублять понимание детьми "добра" и "зла", учить верному отношению к добру и злу.
• Развивать познавательные способности, интерес к жизни православного Кубанского казачества, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
• Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к родному краю,бережное отношение к природе, если так прекрасно Творение, то как совершенен Творец.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы.
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
• Ребенок обладает нравственными качествами такими как: милосердие, сочувствие, взаимопомощь, любовь к близким, сопереживание, патриотизм.
Программа включает в себя два направления работы.
Программа предназначена для разных возрастных групп, поэтому формы взаимодействия с детьми очень разнообразны.
Родители являются неотъемлемой частью духовно- нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Для эффективного взаимодействия используются самые разнообразные формы работы.
Информационно-аналитические формы взаимодействия:
1. Проведение социологических опросов.
2. «Почтовый ящик».
3. Индивидуальные блокноты.
Познавательныеформы взаимодействия:
1. Семинары-практикумы
2. Тренинги
3. Проведение собраний, консультаций
4. Семейная гостиная
5. Устные педагогические журналы
6. Игры с педагогическим содержанием
7. Педагогическая библиотека для родителей.
8. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговыеформы взаимодействия:
1. Совместные досуги, праздники
2. Выставки работ родителей и детей
3. Кружки и секции
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительскиеформы взаимодействия:
1. Дни (недели) открытых дверей
2. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
3. Выпуск стенгазет.
4. Выпуск газеты «Ангелочек»
Реализация программы рассчитана на пятилетний курс обучения, который охватывает следующие возрастные периоды дошкольного возраста.
№ Возрастная
группа Возраст
детей Количество НОД
в неделю в месяц в год
1 Вторая группа раннего возраста 2- 3 года - 1 9
2 Младшая 3- 4 года 0,5 2 18
3 Средняя 4- 5 лет 1 4 36
4 Старшая 5- 6 лет 2 8 72
5 Подготовительная к школе 6- 7 лет 2 8 72
Учебный план программы.
№ Возрастная
группа Количество НОД Количество часов минут.
в
неделю в
месяц в
год в
неделю в
месяц в
год
1 Вторая группа раннего возраста - 1 9 - 10 мин. 90 мин/1 ч 30 мин
2 Младшая 0,5 2 18 7,5 мин 30 мин 270 мин/4ч30 мин
3 Средняя 1 4 36 20 мин 80 мин/ 1ч 20мин 720 мин/12ч
4 Старшая 2 8 72 50 мин 200мин/ 3ч 20мин 1800мин/30ч
5 Подготовительная к школе 2 8 72 60 мин 240мин/ 4ч 2160мин/36ч