Елена Богатырева
Профориентирование дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности [1].
В условиях реализации ФГОС ДО, главным в работе дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В настоящее время, согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения.
Публикация «Профориентирование дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сегодня, профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации личности. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте, закладывается основа личности, развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности [1].
В нашем детском саду огромное значение отводится взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй. Участие родителей в образовательном процессе, усиливает полезность, и значимость деятельности, рождается взаимопонимание. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Вовлечение родителей в образовательную деятельность, поддержка родителей в вопросах воспитания детей, выдвигают работу с семьями воспитанников на одно из первых мест. Все мы понимаем, что качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными взглядами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Главное – это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей в разных его аспектах. А в самом большом выигрыше будут дети, наши воспитанники, ради которых и осуществляется данное взаимодействие [2]. Ведущей деятельностью ребенка является игра. Но, не имея социального опыта, сюжет его игр беден и однообразен. Только имея пример для подражания игры детей становятся насыщеннее разнообразнее и интереснее.
Поэтому в рамках преемственности с семьей педагогами разработан и организован цикл встреч «Профессии моих родителей». Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает
в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт.
Нами разработан цикл встреч в рамках знакомства с предприятиями родного края «Знакомство с профессиями родителей воспитанников» : ЗАО «Энергомаш», «Томмолоко», «Музыкальная школа», «АвтоРемЗавод”, “Библиотека”, “Ателье”, “Парикмахерская” «Школа». «Почта». Дети знакомятся с профессиями : Пожарный, Геолог, Хлебороб, Военный, Священнослужитель, Учитель, Технолог производства, Полицейский, Инспектор ГИБДД, Пчеловод, Энергетик, Машинист БКСМ (бурильной крановой самоходной машины) Яковлевского РЭС, филиала БЕЛГОРОДЭНЕРГО МРСК ЦЕНТРА. Также дети знакомятся с талантами своих родителей: в рамках встреч темы для знакомства «Мамины руки не знают скуки» (рукоделие, «Печем домашний хлеб», «Театр теней своими руками», «Мастер-класс по изготовлению Осеннего дерева», «Цветы для мамы», «Мастерская по лепке из глины изделий народного творчества» и многое другое.
Родители воспитанников активно участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства, семейного творчества, детского творчества; конкурсов семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала [4].
В нашем детском саду взаимодействие с семьёй строится на диалоге между родителями и педагогами. Диалоговая форма взаимодействия требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, и приносит более ощутимые результаты при формировании общих интересов. Каждому родителю хочется быть в курсе событий в группе, получить ответ на волнующий вопрос. В качестве нетрадиционных форм используются: защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по различным
направлениям, презентация группы, телефон доверия, клубы по интересам, диспуты, оформление стенгазет и буклетов и т. п. В учреждении существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Совместные работы детей и родителей, оформленные в рамках и украшают группу (темы выставок «Моя мамочка самая лучшая», «Прогулка всей семьей», «Мой папа самый сильный», «Профессии наших родителей» и др.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его интересах, о его жизни в группе и дома.
Новые формы сотрудничества позволили привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада [3]. Проводимые мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Использование этих направлений и разнообразных форм работы с семьёй даё т определенные результаты: заметно повысился интерес родителей к жизни детского сада, ответственность по отношению к детям и сотрудникам ДОУ. Большинство родителей охотно посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях. Для эффективного взаимодействия детского сада и семьи необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов, которая осуществляется в ДОУ через консультации, мастер-классы, семинары [5]. Наши педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы работы с родителями, добиваются оптимального сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, находят эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей. Наш детский сад продолжает поиск новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у всех нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать
краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота. Наши воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. Это подтвердило положительную динамику индивидуального развития дошкольников по образовательным областям программы. Вовлечение семьи в процесс ознакомления дошкольников с традициями, историей и культурой родного края заключает в себе особые педагогические возможности. Уклад жизни семьи, отношения между её членами, духовное и культурное наследие своего народа, их отношение к ребёнку, являются для малыша образцом, примером для подражания и формирования позитивной детской субкультуры [6].
Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с традициями, историей и культурой нашей области, ориентируем ребенка на профессиональную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная программа развития образования подраздел 2.1.
2. Закон РФ от 120.07.92 № 3266-1 «Об образовании».
3. Конвенция о правах ребёнка (1991 год).
4. Инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Белгородского института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов» «Об организации образовательного процесса
в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации».
5. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста / М. Д. Маханева. – М. : Просвещение, 2004.
6. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. – М. : Педагогика, 2001