Наталья Раковская
Консультация «Профилактика суицида»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика суицида
Никто не станет оспаривать тот факт, что смерть это та дверь, через которую каждому придется пройти. Что нас ожидает завтра, через месяц или год и более - неизвестно, и говорить о своем будущем мы можем по преимуществу теоретически. Но день смерти обязательно настанет и весь пафос и значительность его в том, что он будет, ни чей-то, а твой. Это заставляет нас относиться предельно внимательно к собственной смерти. Живя, радуясь и приветствуя жизнь, мы непременно сталкиваемся с небытием и смертью. И факт неизбежности смерти заставляет нас, при сколько-нибудь пристальном внимании, отнестись к жизни, как присущей нам реальности, по-другому. Смерть находит к каждому определенный путь: через естественный процесс старения, тяжелую болезнь, насилие извне, несчастный случай, наше собственное вмешательство в жизнедеятельный процесс.
Публикация «Консультация „Профилактика суицида“» размещена в разделах
Вот средние статистические данные:
• каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек;
• по данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек;
• 130 тысяч кончают жизнь самоубийством.
Можно возразить словами известного народного высказывания: "Чему быть, того не миновать". Да, конечно, мы не можем точно сказать, как умрем, и где это случится. И незнание этого порождает временное спокойствие. Люди живут так, как будто никогда не умрут. Об этом говорить как-то не принято. Но при более глубоком размышлении, неизвестность смертного часа вызывает тревогу, опасение, страх. Пугает ни сколько боль, которая может возникнуть при смертном исходе, сколько неизвестность, которая ожидает за смертным порогом. Боятся, обычно люди не готовые к смерти. И в этот момент уместно посоветовать такому человеку, охваченному тревогой после смертного небытия, серьезно задуматься над вопросом смысла своей жизни и жизни после смерти. Задуматься пока еще есть время.
Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни. Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни.
1) Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц. 2) Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули.
3) Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.
4)Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой.
Какие проблем толкают людей к насильственной смерть и не по вине обстоятельств и внешних сил, а по решению собственной воли?
Анализ материалов уголовных дел и проверок причин и обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Важно постоянно помнить! За любое суицидальное поведение ребнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Поскольку, причинами суицидов среди подростков, являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять определенные меры. Меры, например, по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее: - воспитывать в сознании детей осознанную уверенность в своих силах и возможностях; - внушать им оптимизм и надежду; - проявлять сочувствие и понимание; - осуществлять контроль поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля посещаемости и успеваемости ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. Необходимо всегда помнить, пристальное внимание и правильно организованный контроль стиля общения учителей с учащимися имеет важное значение для предотвращения различных случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия в школе.
Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо: - снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации, - уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение, - формировать компенсаторные механизмы поведения, - формировать адекватное отношение ребенка к жизни и смерти.
При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей, этого делать нельзя. Но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.
Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем, нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без уведомления родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая.
Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы родным и близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них. В дошкольном, и в младшем школьном возрасте они носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.
Несмотря на такое количество положений, концепций и гипотез до сих пор нет той единой теории, которая объясняла бы природу суицидов. Ведь такое явления, как самоубийство, полностью понять невозможно. Любое самоубийство имеет свои социальные и внутри личностные причины. Чаще всего родственники и близкие люди, которые окружали самоубийцу, не всегда могут объяснить мотивы пострадавшего.
Основными мотивами самоубийств можно назвать страх перед наказанием, соматические и душевные болезни, проблемы дома и на работе, сильные эмоциональные переживания, нищета, перенасыщенность жизнью. Рассмотренные проблемы объясняют Вам многочисленные факторы, влияющие на выбор человека между жизнью и смертью. Люди используют различные способы осуществления своих планов. Есть такие самоубийцы, которые хотят уйти необычными способами (зафиксировали случай, когда человек сам себе в голову вбивал гвозди, но большинство пользуются такими "стандартными" способами самоубийства, как само повешение, самоотравление или нанесение ножевых ран.
Основными психологическими причинами для суицида подростков являются личностные качества подростка (импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливость, чувствительность, особенности мышления (еще не полностью сформировавшееся абстрактное мышление, принадлежность к группе (отношение со сверстниками и к своим кумирам). Самым важным мотивом, которые влияют на выбор между жизнью и смертью, является эмоциональное состояние подростка. Именно в состоянии подавленности, безысходности подростки начинают думать о самоубийстве.
Когда подростки чувствуют, что жизнь для них становится в тягость, они решают свои дела "по-взрослому", ни у кого не спрашивая совета и помощи, что является в корне неправильным решением. Малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение, также влияет на психику подростка.
В заключение хотелось бы напомнить слова героя фильма «Доживём до понедельника» : «Счастье – это тогда, когда тебя понимают». И действительно, как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Если вы сумеете установить дружеские отношения со своими детьми, вы будете иметь возможность не просто контролировать их поведение, но и влиять на их поступки. Ведь своевременная поддержка родителей, педагогов, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии.