Барабанова Светлана Евгеньевна
Профилактика психосоматических заболеваний у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В самом общем виде основная причина психосоматических заболеваний : сниженная приспособляемость ребенка, неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями его жизни. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка.
Длительные перегрузки психики могут вызвать такое состояние как психологическое напряжение, проявляющееся в различных формах психологического дискомфорта.
Публикация «Профилактика психосоматических заболеваний у детей» размещена в разделах
Любое психологическое напряжение – это, в первую очередь, психологическое состояние, при наличии которого человек постоянно испытывает излишнюю психологическую напряженность, нервознозность в общении с людьми, при выполнении какой-либо работы, деятельности.
Такое состояние обычно неблагоприятно сказывается на общей работоспособности и приводит к различным ошибкам, неточным реакциям на происходящее, неправильным действиям, порождает неприятные для человека эмоциональные переживания и ощущение неудовлетворенности.
Методы профилактики психосоматических заболеваний :
• коммуникативные игры;
• имитационные и ролевые игры;
• песочная терапия, сказкотерапия.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок, входя в этот мир, с самого раннего возраста начинает общаться с взрослыми и детьми, проявляя себя тем или иным образом. И чтобы это общение проходило в наиболее благоприятных условиях, важно научить ребенка общаться правильно. А научить детей проще и эффективнее всего в игровой форме. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста:
1. Живые бусы.
Цель игры: научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в выражении эмоций.
Ход игры: дети делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Педагог должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы. Для детей более старшего возраста, старше 7 лет, игру можно усложнить – каждый игрок «нанизывается» на нитку дважды, т. е. веревочка продевается сразу сквозь два отверстия на разных предметах его одежды – например, через брючки и рубашку. Если вдруг у ребенка нет подходящих отверстий на одежде, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.
2. Я хороший
Цель игры: развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.
Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей, примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает: «Я хороший, потому что.» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает, что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети.
Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.
3. Смешилки
Цель игры: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей положительно воздействовать на настроение других людей.
Ход игры: при помощи считалки выбирается один ребенок-водящий. Если это девочка, она будет играть роль царевны Несмеяны, если мальчик – роль принца Грустина. Другие дети должны рассмешить этого ребенка. Водящий изо всех сил старается не рассмеяться и не улыбаться. Запрещено дотрагиваться до водящего руками. Если ребенок не смог рассмешить водящего, то в игру вступает другой ребенок, если водящий улыбнулся или рассмеялся, то рассмешивший становится новым водящим. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Педагог должен следить, чтобы в игре принимали участие все дети, чтобы застенчивые игроки не оставались в стороне, а их участие в игре не становилось формальным. Желательно, чтобы все игроки смогли побыть в роли царевны Несмеяны или принца Грустина.
4. Дождик и ромашки
Цель игры: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей чуткости, научить поднимать настроение другим людям.
Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на две группы, треть детей войдет в одну группу – дождик, две трети детей войдут в другую группу – ромашки. Педагог рассказывает детям историю примерно такого содержания: «Наступило жаркое лето, светит яркое солнышко, ромашки очень хотят пить. Они сидят на лугу печальные и ждут дождика. Им ничего не хочется делать, они плохо себя чувствуют. Необходимо срочно их напоить. Наконец начался дождик, капельки дождя падают на ромашки и поят их водой. Постепенно ромашки оживают, раскрываются и выпрямляются».
Дети, играющие роль ромашек, присаживаются на корточки, принимают печальный и усталый вид, тихо звучит грустная мелодия. При словах педагога о начавшемся дождике дети «дождинки» подходят к «ромашкам», берут их руки в свои, смотрят в глаза, говорят нежные и ласковые слова утешения, так, чтобы «ромашки» перестали грустить и у них повысилось настроение. «Ромашки» улыбаются, поднимаются во весь рост с помощью «капелек дождя». Когда все «ромашки» «оживут», дети могут поменяться ролями и продолжить игру. Игра полностью контролируется педагогом, он помогает детям примерами и подсказками.
5. Царевна Несмеяна.
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.
Имитационные игры.
Имитационные (подражательные) игры характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются наиболее непосредственно. В основе имитационных игр всегда лежит своеобразный сюжет, в котором в образной форме отражаются те или иные явления из семейного быта, различных областей труда или каких-либо других видов общественной деятельности человека, а также из жизни природы. Каждый играющий выполняет ту или иную роль, отождествляя себя с действительными персонажами и объектами разыгрываемых событий и явлений (с «зайцами», «охотниками»). Необходимые средства игры (например, «лошадь», «ружье») и даже обстановка действий («дремучий лес», «поляна» и т. п.) обычно тоже являются воображаемыми.
Игра-имитация "Ласковые травинки"
Цель игры: развитие эмпатии, толерантности, сплочение детей, накопление позитивных эмоций в процессе взаимодействия, удовлетворение потребности каждого в признании нужности, ценности и важности в глазах окружающих.
Ход игры: дети встают в круг, соприкасаясь плечами. Выбирается "рыбка", она плавает вокруг круга и пытается вплыть внутрь. Дети вместе с психологом начинают играть.
Дети со словами: "Мы тебя любим, мы тебя знаем, в наш дружный круг мы тебя принимаем", - легонько касаются "рыбки", гладят ее по спинке, плечам головке. Затем роль рыбки передается тому, кого коснулась "рыбка". Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли "рыбок" и "травинок". Затем обсуждается, кому какая роль понравилась больше и почему.
Игра-имитация “Комнатное растение”.
Цель: Развивать умение детей входить в образ растения, выполнять имитационные действия, способствовать развитию экологической эмпатии.
Придя в группу после выходного дня, дети видят комнатное растение, у которого повяли листочки. Взрослый обращает внимание детей на него и спрашивает: “Что это с нашим цветочком?”(Ответы детей.) “Интересно, что чувствует наше растение? Какое у него настроение?” (Ответы детей.)
“Давайте польем его и посмотрим, изменится ли у него настроение”.
После прогулки обращаем внимание на наше растение, листочки его поднялись, заблестели. “Изменилось ли настроение у цветочка? Что оно сейчас чувствует? (Ответы детей.) Предложить детям показать, какой цветок был утром (имитация) и какой он стал после того как мы его полили (имитация). Отмечаем детей, наиболее удачно изображающих состояние, настроение растения. Обратить внимание на то, что от нашего ухода за растениями зависит его состояние, настроение.
Для взрослого очень важно эмоционально передать состояние растения голосом, мимикой, жестами. Дать образец. Необходимо поддерживать попытки детей изобразить настроение, состояние цветка.
Игра-имитация “Ласковый котенок”.
Цель: обучение детей имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса.
Взрослый предлагает детям представить, что они маленькие котята. Когда котенка гладят, ласкают, он прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руку хозяина, выражая тем самым свое расположение к нему.
Каждому ребенку дается возможность стать котенком, которого ласкают. Взрослый эмоционально поддерживает настроение детей, хвалит их.
Детям очень нравится быть котятами, они стараются каждый по-своему изобразить ласкового котенка и у них это очень хорошо получается. Игра вызывает массу положительных эмоций, и к ним присоединяются другие дети. Желательно в такие игры привлекать застенчивых детей и тех, у которых эмоции мало выражены.
Сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Песочная терапия
Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности. Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.
Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека.
Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.
Песочная терапия позволяет:
• выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
• открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;
• даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.
Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями.
Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться.
Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях, и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит.
Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее – с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка.
Толчок к развитию психосоматических расстройств у детей дают следующие ситуации:
• недостаток родительского внимания и чрезмерная их требовательность по отношению к ребенку;
• регулярные ссоры между родителями;
• сложности в период адаптации к детскому саду и школе;
• неумение наладить дружбу со сверстниками, и прочие.
Симптомы болезни, которые должны насторожить:
• преневротические – тики, бессонница, беспричинный плач, патологические привычки;
• вегетодистонические – головокружения, обмороки, одышка, головные боли, сердцебиение;
соматические – рвота после еды, ожирение, эпизодический кожный зуд, жажда, булимия, кожные высыпания.
Хорошо помогает снять нервозность быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничивать время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за тихими спокойными играми, за книгой.
Вода помогает расслабить тело и смыть тревогу. А если еще добавить в ванну с теплой водой дополнительные лечебные и успокаивающие, ароматические средства, то эффект от такой ванны будет многократно большим.
Успокаивающие травы для ванн
В ванну можно приготовить отвары следующих трав: ромашка, мята, лаванда, душица, календула, полынь, череда, шалфей. Для ванны можно взять одну любую траву, можно и сбор трав. На объем воды ванной понадобится 1 упаковка сухой травы. Траву заливают кипятком и настаивают под полотенцем часа 2. После этого настой процеживают через марлю или сито и вливают в воду.
Предпочтительнее готовить травяной настой из нескольких компонентов для комплексного воздействия на организм.
Для профилактики нервозности и стресса у детей используется достаточно много как медикаментозных препаратов и сбалансированных фруктовых программ, так и разных спортивных, танцевальных, медитативных техник. Вообще говоря, такая система мер подбирается индивидуально. И должна включать разные элементы. И сегодня к этой системе можно добавить ещё один элемент: антистрессовые игрушки и подушку-игрушку.