Титова Антонина
Проект «Профилактика плоскостопия у детей группы раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта- оздоровительный
Вид проекта- краткосрочный
Участники проекта- дети группы раннего возраста № 1,
воспитатель, родители.
Актуальность.
Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной. Здоровье стоп – это здоровье всего организма.
Плоскостопие- деформация стопы, связанная с проседанием ее сводов. В результате ослабления и провисания мышц стопа оседает, а ее поверхность практически во всех точках соприкасается с полом.
Публикация «Проект „Профилактика плоскостопия у детей группы раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Проекты. Проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся.
Постановка проблемы.
С каждым годом увеличивается количество больных детей, у детей не сформированы основы здорового образа жизни. Родители недостаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья).
Причинами плоскостопия являются :
-общая слабость, излишняя тучность;
-понижение физического развития;
-дети начинают с 10 месяцев долго и много стоять;
-обувь не соответствует стандарту (мягкая и без каблуков);
-дети мало ходят босиком по рыхлой земле и неровной поверхности;
-родители не проводят дома профилактической гимнастики и обливание ног прокладной водой перед сном, в сочетании с массажем.
Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Возникает всё большая необходимость в дополнительных оздоровительных занятиях по развитию мышц стопы. Рационально введение дополнительных занятий оздоровительной гимнастикой, повышающей функциональные возможности организма, работоспособности и способствующей поддержанию здоровья воспитанников. В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя.
Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности. Борьба с развивающейся нервно-мышечной недостаточностью является основным условием для успешной профилактики плоскостопия.
Цель проекта.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников по средствам физических упражнений в режимных моментах.
Задачи проекта.
Образовательные:
1. Формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у детей и родителей.
2. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия.
3. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепления мышц ног и свода стопы, увеличение гибкости и подвижности в суставах, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, формирование осанки
Развивающие:
1. Создание условий, способствующие развитию двигательной активности и поддерживающие бодрое состояние детей.
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание быть здоровым.
2. Создание положительного эмоционального настроя у детей при выполнении упражнений.
Условия реализации проекта.
1. Согласие родителей на проведение дополнительных оздоровительных занятий с детьми.
2. Компетентность педагога в вопросах организации оздоровительных занятий.
3. Хорошо продуманная и правильно подобранная предметно-развивающая среда, необходимая для занятий оздоровительной гимнастикой.
4. Использование новых форм и методов в работе для поддержания интереса к упражнениям
Принципы построения проекта.
1. Простота – материал подбирается и разучивается от простого к сложному.
2. Безопасность – используемые материалы и подобранные упражнения должны способствовать укреплению здоровья, а не наоборот.
3. Доступность-задания должны соответствовать возрастным особенностям и физиологии ребенка.
4. Систематичность – занятия должны проводиться ежедневно
Фомы и методы работы.
1. Опрос и анкетирование родителей.
2. Консультация для родителей воспитанников группы.
3. Привлечение родителей к созданию условий для физического развития детей в ДОУ и дома.
Функции проекта. Оздоровительный, образовательный и информационный.
Новизна проекта : были совмещены разные способы исправления плоскостопия, разработана «дорожка здоровья», проведены консультации, беседы с родителями по профилактике плоскостопия.
Ожидаемые результаты (дети) :
1. Повышение уровня знаний о здоровом образе жизни, начальном представлении о здоровье.
2. Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений.
3. Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
4. Активизирование и обогащение словарного запаса детей по теме.
5. Дети с удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
Ожидаемые результаты (родители) :
1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
2. Получение консультаций по вопросам формирования здорового образа жизни.
3. Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей здорового образа жизни, профилактики плоскостопия.
Ожидаемые результаты (воспитатель) :
1. Повышение знаний по формированию здорового образа жизни, профилактики плоскостопия.
2. Единство требований со стороны персонала группы и родителей.
3. Укрепление связи с родителями.
Продукт проектной деятельности :
-Изготовление дорожки здоровья
-Создание картотек различных гимнастик:
-дыхательная гимнастика,
-физкультминутки,
-подвижные игры.
Оснащение предметно-развивающей среды группы :
-Пополнить подборку дидактических и подвижных игр.
Методическая копилка:
-Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
-Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по теме.
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
-развитие физических качеств и двигательной активности;
-развитие физической культуры дошкольников;
-самомассаж;
-дыхательная гимнастика;
-профилактика плоскостопия;
-формирование правильной осанки;
-формирование воспитание привычки в повседневной физической активности;
-воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Реализация проекта.
1 этап - Подготовительный этап
Работа с детьми:
-разучивание основных элементов выполнения физических упражнений.
Работа педагога с родителями:
-анкетирование «Здоровый образ жизни»
Родители были ознакомлены с целью и задачами проекта, начали подготовку элементов для «дорожки здоровья»
2 этап – Деятельностный этап
Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты) :
- Утренняя гимнастика;
- Динамические паузы, физкультминутки;
- Дыхательная гимнастика;
-Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно).
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Воздушные ванны, гигиенические процедуры.
- Хождение босиком по массажным дорожкам.
- Самомассаж стоп и рук.
- Игры, направленные на формирование правильной осанки.
-рассказ воспитателя о пользе утренней зарядки «Быть здоровым». Цель- формировать представления детей о ЗОЖ. Развитие движений «Воробушки»;
-беседа «Как не заболеть и быть здоровым». Цель- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
-дидактическая игра «Доскажи словечко». Цель- закрепить знания детей о частях тела человека, о пользе гигиенических процедур для здоровья;
-беседа с детьми «Зайчик заболел».Цель- рассказать детям о пользе витаминов;
-дидактическая игра: «Где живут витамины?» Цель- формировать знания детей о пользе фруктах и овощей;
- «Оденем куклу на прогулку». Цель- учить детей одеваться по погоде, закреплять знание названий элементов одежды
-«Не бери в рот грязные предметы». Цель- напомнить детям о микробах, о необходимости мытья рук.
Совместная деятельность воспитателя с родителями (действия педагога)
-Беседа с родителями на тему «Береги здоровье смолоду»
-Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни, «Профилактика плоскостопия», «Помогите ребенку укрепить здоровье».
-Папка-передвижка «Режим дня – это важно».
-Изготовление совместно с родителями «дорожки здоровья».
Упражнения на дорожке здоровья для профилактики плоскостопия.
1. Ходьба по коврику. Руки на пояс, спина прямая 1-2 минуты
2. Ходьба по внешней стороны стопы. Руки на пояс, спина прямая 1-2 минуты.
3. Ходьба на внутренней стороне стопы. Руки на пояс, спина прямая 1-2 минуты.
4. Перекаты с пятки на носок. Руки на пояс, спина прямая 3-4 минуты.
5. Ходьба спиной вперед. Руки на пояс, спина прямая 2 минуты.
6. Ходьба на носочках. Руки на пояс, спина прямая 1 минуту.
Упражнения по профилактике плоскостопия
1. Ходьба: на месте, не отрывая носки от пола; на носках, в приседе на носках, в полуприседе;
-на пятках; перекатом с пятки на носок;
-на внешней стороне стопы;
-приставным шагом по: -обручу -палке, веревке, канату -ребристой дорожке по кочкам;
по ребристой дорожке,
по упаковке от яиц;
по сенсорным дорожкам.
2. Прокатывание предметов ногами (подошвами) : на счетах; игольчатых мячиков; палочек; мелких шариков.
3. Собирание пальцами ног: шишек; мелких игрушек (от Киндера).
4. Самомассаж: ежиками; шишками.
5. Лазание по гимнастической стенке.
6. Массаж, гидромассаж.
7. «Гусеница» пальцами ног, собираем дорожки из ткани.
Действия членов семьи:
Родители воспитанников выполняли рекомендованные упражнения для профилактики плоскостопия. По итогам упражнений родители делились впечатлениями, какие игры больше понравились детям. Дети с удовольствие выполняли упражнения по собиранию пальцами ног мелких игрушек, полюбилось упражнение «гусеница».
3 этап – Завершающий этап
-Презентация проекта для родителей и педагогов,
-Презентация материалов проекта
-Трансляция опыта среди педагогов