Шедько Анна
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одним из актуальных вопросов обучения является проблема нарушения письменной речи у дошкольников, так как письмо и чтение в начальной школе превращаются в средство дальнейшего приобретения знаний.
Успешное обучение в школе часто обуславливается уровнем овладения письма. Поэтому нужно формировать этот навык как можно раньше, а именно в дошкольный период, чтобы дети были наиболее подготовленными и адаптированными к обучению.
Публикация «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с речевой патологией» размещена в разделах
По определению А. Н. Гвоздева сенсомоторной основой психического развития детей дошкольного возраста являются определенные координации, которые возникают между рукой и глазом, слухом и голосом. Сформированность речи в онтогенезе по определенным этапам, которые определяют последовательность и взаимосвязанность всех сторон системы речи.
В настоящее время нарушение письменной речи, или «дисграфия» трактуются по-разному.
По мнению Р. И. Лалаевой: «дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».
Трудности в овладении процесса письма, появляются главным образом в результате сочетания трех факторов: биологической недостаточности мозговых систем, появляющихся на основе функциональной недостаточности; средовых условий; незрелость высших психических функций. В основном профилактика нарушений речи базируется на устранении из жизни детей дошкольного возраста тех причин, которые могут приводить к появлению нарушений. Порой полностью не удается предупредить возникновение речевых нарушений, поэтому в таком случае профилактика сводится к смягчению неблагоприятных последствий и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на базе уже имеющихся.
По мнению А. Н. Корнева первичную профилактику нарушений письменной речи необходимо проводить, и она состоит в ликвидации этиологических факторов, имеющих прямое отношение к ним.
А. Н. Коренев к мерам вторичной профилактики относит следующие мероприятия: своевременное выявление детей «группы риска» (дети дошкольного возраста); исправление фонетико-фонематических нарушений; формирование функционального базиса письма; индивидуальные методы обучения детей письму из «группы риска», в соответствии с когнитивным стилем ребенка.
Важно заметить, что наиболее подготовленными специалистами в этом вопросе являются логопеды, главными задачами которых являются профилактика нарушений речи и ее недоразвитие у раннего и младшего дошкольного возраста.
Е. А. Логинова отмечает, что широкая профилактика нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста проводится лишь в условиях дошкольных логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи.
Где можно выделить основные направления по профилактике нарушений письменной речи :
• Развитие сенсорных функций и психомоторики; развитие межанализаторного взаимодействия – слуходвигательного, слухозрительных связей, зрительно-двигательного; развитие зрительного и слухового внимания и памяти; развитие интеллектуальной деятельности; развитие речи и формирование навыков произвольного анализатора и синтеза языковых единиц.
Соответственно, если по данным направления будет проведена качественная работа, то позволит сформировать у детей дошкольного возраста все предпосылки для успешного овладения письменной речью.