Елена Лапина
Профилактика и коррекция эмоционального мира ребенка через арт-терапию «Мандала-терапия» и «Драконовы ключи»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика и коррекция эмоционального мира ребенка через арт-терапию (мандала-терапия и «Драконовы ключи»)
Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.
Публикация «Профилактика и коррекция эмоционального мира ребенка через арт-терапию „Мандала-терапия“ и „Драконовы ключи“» размещена в разделах
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции у воспитанников в нашем дошкольном учреждении применяется арт-терапия (лечение искусством).
На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
В течение 2-х лет мы использовали мандала-терапию в разных ее вариантах: рисование на круге, раскрашивание готовых форм-раскрасок, создавали из конструкторов, мозаик, бусин, выкладывали мандалы из природного, бросового материала, рисовали на камнях в технике «point to point», создавали песочные, насыпные, пластилиновые мандалы, плели мандалы из ниток, рисовали на асфальте, играли с калейдографом.
Разнообразие использования мандал позволяет работать с детьми разных возрастов и после серии занятий по созданию мандал, мы использовали методику «Драконовы ключи». Это обусловлено тем, что «Драконовы ключи» более сложно структурированы по сравнению с мандалами.
Методика «Драконовы ключи» создана питерским художником Сергеем Ракомболем. Данная методика состоит из серии рисунков основанных на фрактальной схеме матрицы.
В основе рисунков – фрактальная схема-матрица, ритмика которой подчинена «золотым пропорциям» и резонирует с реальной ритмикой психических процессов человека и магнитосферы Земли.
Для справки: Фрактал (в пер. с лат. «состоящий из фрагментов») это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Следует отметить, что мандала тоже имеет в своей основе фрактальную структуру, а, следовательно, оказывает на ребенка такое же действие, как и «Драконовы ключи».
«Драконовы ключи» - это альбом раскрасок, в которой все рисунки сконструированы таким образом, что взаимодействие с ними проявляет и активизирует разнообразные и разноуровневые скрытые творческие возможности человека.
В детском саду мы используем данную методику с детьми старшего дошкольного возраста.
Ребенку предлагаются цветные карандаши, мелки, фломастеры и рисунок по выбору с просьбой раскрасить картинку так, как он хочет. Во время работы звучит спокойная музыка для релаксации.
Можно также работать в парах: ребенок и взрослый или два ребенка) раскрашивают вместе так, чтобы получилась общая картинка. В этом случае дополнительно идет развитие коммуникативных навыков. Повышается фоновая активность коры полушарий головного мозга - это проявляется в потоке вопросов и фантазии ребенка. Дети с удовольствием сочиняют сказку на тему нарисованного персонажа. А сказка, придуманная ребенком - это также материал для размышления над страхами, тревогами, переживаниями, детско-родительскими отношениями, проблемами развития речи дошкольника. Итогом нашей работы с раскрасками «Драконовы ключи» является издание книги сказок «Сказочные истории «Драконова царства»»
С помощью методики «Драконовы ключи» гармонизируется общее психическое состояние. Активизируются тонкие области внимания и интуиции. Растет сосредоточенность и концентрация внимания. Происходит активизация творческих возможностей, развитие воображения. Активизируются межполушарные связи в головном мозге. Устанавливается гармоническое соотношение между левым и правым полушариями мозга. Растет чувство ритма. Развивается мелкая моторика, ассоциативное и образное мышление. Таким образом, методика имеет и развивающий, и психотерапевтический эффекты.
Что подкупает в использовании методики «Мандала» и «Драконовы ключи» :
Для педагогов и родителей:
- простота применения,
- низкая затратность,
-высокая результативность,
- возможность установить с ребенком контакт;
- Диагностическая составляющая (возможность заглянуть во внутренний мир ребенка);
- Психокоррекционная составляющая. Гармонизация внутреннего мира ребенка : частичное решение проблем детей группы «риска» через арт-терапию.
- Развивающая составляющая.
Для детей:
- Возможность самовыражения, творчества через выбор рисунка, материала, цвета.
- Получение удовольствия от процесса рисования.
- Возможность реализовать свои творческие способности через рисование и сочинение сказки о нарисованном объекте.
Мы практикуем использование мандал и антистрессовых раскрасок «Драконовы ключи» в работе с родителями, а также в методической работе, что способствует улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию напряженности, групповому сплочению.