МААМ-картинки

Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста

Алина Павонская
Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Большие возможности для коррекции взаимодействия в конфликте представляет игротерапия, направленная на формирование сотрудничества в конфликтных ситуациях. Дети с удовольствием включаются в игру, чувствуют себя в безопасности, что позволяет им эффективнее осваивать систему человеческих взаимоотношений.

Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников являются:

• Демонстративное

• Импульсивное

• Агрессивное

• Протестное

• Ложь (лживость)

• Недисциплинированное

Задачи:

• Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределения внимания.)

Публикация «Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• Тренировка психомоторных функций

• Снижение эмоционального напряжения

• Формирование у детей моральных представлений

Средства коррекции

• Упражнения и игры, направленные на развитие у ребёнка

устойчивости

• Упражнения и игры, способствующие релаксации

Демонстративное поведение

Ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами (кривлянье, сознательное нарушение правил поведения). Примеры: агрессивно ведут себя, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Возможные причины:

-Повышенная потребность во внимании к себе со стороны взрослых;

-Неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость

со стороны взрослых;

-Потребность в похвале, в ощущении превосходства над другими;

-Способ самоутверждения, привлечения внимания;

-Эмоциональная неустойчивость родителей;

Рекомендации

Основной принцип – внимание уделяется ребёнку не тогда, когда он плохой, а когда он хороший.

Главное – замечать ребёнка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не пытается привлечь к себе внимание демонстративным поведением.

Спокойствие и выдержка!

Активное эмоциональное отношение проделкам демонстративного ре-бёнка – это фактически не наказание, а поощрение для него. Если взрослый эмоционально реагирует на его поведение, то он расценит это как своё боль-шое достижение.

Полезные игры дома

Волшебные очки

Цель игры: научить замечать в других и в себе положительные качества для повышения самооценки.

Рекомендуемый возраст детей: от 5-ти лет.

Ход игры: покажите ребёнку очки и скажите, что они волшебные. Если их надеть, то сразу увидишь в человеке много хорошего, даже то, что он ста-рается не показывать. Померьте очки и поделитесь тем, какими вы всех ви-дите красивыми, умными, весёлыми! Затем предложите ребёнку примерить очки и рассказать о достоинствах других. Можно помочь ребёнку и задавать вопросы про конкретных людей – членов семьи, друзьях и т. п.

Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем

Задача игры – без слов показать какое – либо действие. Сначала взрос-лый показывает, а ребёнок отгадывает. Затем они меняются ролями.

Колобок

Сначала «замесим тесто» – укладываем или усаживаем ребёнка перед собой и начинаем его «мять», «раскатывать» и «растягивать». Тут важно

не переусердствовать. В этом случае надо смотреть по ребёнку – кто-то лю-бит более интенсивные движения, кого-то нужно едва касаться.

Потом «лепим» колобка и «отправляем в печь» - крепко обнимаем его со спины, приговаривая, какой ароматный, румяный, аппетитный Колобок. Так и хочется съесть! Целуем, обнимаем ребёнка, пока он не начнёт выби-раться из объятий. Очень важно не просто разжимать объятия, а слегка при-держивать ребёнка, чтобы он выбирался, прилагая усилия. Это помогает ему лучше прочувствовать собственное тело. Убежал колобок – значит, «испёк-ся». Цель достигнута – в процессе игры ребёнок вдоволь «напитался» кон-тактом.

Зеркало

Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстри-рует лёгкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными.

В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону, а другой пы-тается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения.

Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается «починить» испорченное зеркало.

Импульсивное поведение

Склонность действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая

(без проявления агрессии).

Возможные причины:

-Особенности темперамента (холерик). Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения;

-Отсутствие навыков саморегуляции и самоконтроля;

-Несформированность эмоционально-волевой сферы;

-Богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов

Рекомендации:

-Обсуждайте совместный план на день (планирование формирует орга-низованность, дисциплину, самоконтроль поведения). Включайте в план время для совместных игр и общения.

-Разработайте «детский планер» на неделю, с конкретными и посиль-ными делами для ребёнка. Договоритесь о разумной системе поощрений

и наказаний за несоблюдение договорённостей.

-Играйте с ребёнком в игры, направленные на развитие внимания, ком-муникативных навыков, в подвижные игры с правилами.

-Ребёнок должен иметь постоянные трудовые поручения (соответст-вующие возрасту) и выполнять их систематически – это воспитывает умение управлять собой, ответственность.

-Будьте сами образцом сдержанности, ответственности, исполнитель-ности.

-Доброжелательно, но настойчиво следите за выполнением всех нача-тым ребёнком дел (игра, рисование, лепка)

-Соблюдайте чёткий режим жизни ребёнка: игр, отдыха, сна, питания

и т. д. Нарушение привычного распорядка приводит к физической и психиче-ской усталости ребёнка, в результате возникают капризы и истерики.

Полезные игры дома

Приём «проговаривание»

Проговаривание своих действий вслух до начала выполнения и в про-цессе позволит уменьшить вероятность появления импульсивных ошибок при выполнении действий (заданий).

Выбрасываем злость

Дайте ребёнку сделанные из бумаги чёрные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки (настроение) были у него сегодня. Договоритесь с ре-бёнком, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.

Сочини историю

Это игра поможет понять переживания ребёнка. Сочините вместе

с ребёнком историю о мальчике (или девочке, который был очень похож

на вашего малыша и которого даже звали также. Пусть ребёнок начнёт рас-сказывать о том, как жил вымышленный герой, а вы направляете историю, вставляя проблемные ситуации, схожие с теми, которые актуальны для вас. Ребёнок же должен описать чувства персонажа, обозначить его желания

и мотивы, а также рассказать, как герой справляется со сложной ситуацией.

Проводник

Отличная игра, которая поможет не только установить тактильный контакт с ребёнком, но и укрепить доверие между вами.

Первый вариант: взявшись за руки, вы должны пройти по всему ва-шему дому /комнате/квартире, не размыкая рук!

Второй вариант: один из вас идёт с открытыми глазами, а второй- с закрытыми. Тот, что с открытыми глазами, держит за руку и диктует, что де-лать тому, кто с закрытыми. Удивительная игра: она учит вас доверять ре-бёнку, а малыша – брать ответственность на себя.

Агрессивное поведение

Данное поведение характеризуется употреблением оскорбительных слов и выражений, склонность ребёнка к физическим столкновениям, драке. Часто к агрессивности как защитному механизму прибегают избалованные или отверженные дети.

Возможные причины:

-Авторитарный стиль воспитания или гипоопека;

-Родители поощряют агрессивность в своих детях либо показывают модель соответствующего поведения в семье и по отношению к окружающим;

-Родители часто прибегают к нравоучениям и чтению морали, при этом дети осознают, что родители всегда правы, и чувствуют собственную непол-ноценность рядом с «образцово-показательными» родителями.

-Внешне информационное воздействие (влияние рекламы, компьютер-ных игр, мультфильмов, интернета и др.)

Рекомендации:

-Создавайте доброжелательную атмосферу в семье. Показывайте ре-бёнку личный пример конструктивного поведения. В дошкольном возрасте дети очень быстро осваивают стиль поведения родителей.

-Обучите способам выражения агрессии в приемлемой форме.

-Установите тактильный контакт (объятия, поглаживания, различные телесно-ориентированные игры + любящий взгляд – всё это язык родитель-ской любви в этом возрасте).

-Сделайте подборку правильных мультфильмов, развивающих игр. Важно контролировать и фильтровать то, что смотрит и во что играет ребё-нок.

-Обсуждайте с ребёнком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может оби-деть или обрадовать окружающих.

Полезные игры дома

Коробка добрых дел

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или просто кружочки. В конце дня предложите ребёнку бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.

Обстрел снежками

Заготовьте с ребёнком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайте друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в неё очень долго.

Я считаю до 10…

Это правило, которого должен придерживаться ребёнок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая своё дыхание и стараясь расслабиться.

Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации. Обсудите с ребёнком, как изменились его мысли и желания после «успокоительного» счёта. Какое решение будет более эффективным, а каклое повлечёт за собой ещё большие трудности?

Где прячется злость?

Ребёнок закрывает глаза. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?». Такое упражнение позволит ребёнку контролировать свои эмоции и снять напряжение.

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей: негативизм, упрямство, строптивость. В определённом возрасте, как правило, в два с половиной – три года (кризис 3-х летнего возраста). Подобные нежелательные изменения в поведении ребёнка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании её границ. Если подобные проявления у ребёнка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм: ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.

Упрямство: настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого, во что бы то ни стало.

Строптивость: непослушание, как в мелочах, так и в серьёзных во-просах.

Протест: ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и без возражений.

Своеволие: стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.

Обесценивание: ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки, бить и обзывать родителей.

Деспотизм: хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.

Причины[/b: к трём годам заканчивается этап «слияния» ребёнка с матерью. У малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно изменяется его поведение.

Рекомендации:

-Терпение и мудрость! Малыш проходит важный этап взросления.

Помогите ему пройти этот путь благополучно!

-Спокойствие, только спокойствие! Контролируйте свои эмоциональные реакции на протестное поведение ребёнка.

-Научите малыша правильно выражать эмоции приемлемыми способа-ми (потопать ногами, похлопать руками, постучать по столу, по полу и т. д.)

-Чётко и конкретно формулируйте требования и ожидания к поведению малыша, обязательно проверяйте, правильно ли он их понял.

-Пересмотрите тактику и стратегию общению с ребёнком (принимайте его взросление, уважайте его мнение и стремление к самостоятельности).

Полезные игры дома

Уходи, злость, уходи!

Предложите ребёнку небольшую подушку, которую он сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После то-го, как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации. Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток или боксёрская груша. Упражнение поможет выразить негативные эмоции приемлемым способом, снять психоэмоциональное напряжение.

Пыхтелка

Это весёлое упражнение можно выполнять, когда ребёнок сердит /зол, расстроен /обижен. Сделайте глубокий вдох носом и на выдохе произносите «пых-пых-пых-пых» столько раз, сколько успеете за один выдох.

Игрушечный друг

Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть игрушечный друг постоянно ведёт себя неправильно. Вместе с малышом воспитывайте из него «приличного ребёнка». Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, ребёнок и в жизни будет вести себя соответствующе.

Игра в «магазин»

Ребёнку отведите роль продавца, родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продаёт что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то своё. Со временем он поймёт, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру ещё раз. Если ваш ребёнок часто устраивает истерики в супермаркетах, отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу –дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте куклу вместе с малышом.

Ложь (лживость)

Ребёнок часто рассказывает не то, что было и есть в реальности. Если ложь остаётся без наказаний, ребёнок начинает лгать так вдохновенно, что уже сам не отличает ложь от выдумки.

Возможные причины:

-Нарушение детско-родительских отношений;

-Желание добиться признания, похвалы своих достоинств, привлечь внимание. Укрепить своё положение (статус) в семье или коллективе ровес-ников.

-Использование лжи в качестве способа защититься от неприятностей, упрёков, избежать наказания

-Чрезмерная строгость в семье, основанная на страхе

-Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых.

Рекомендации:

-Постарайтесь понять, почему ребёнок солгал. Работать нужно не с са-мим фактом лжи, а с причиной, по которой ребёнок врёт.

-Пересмотрите систему запретов и наказаний («Врут тому, кому правду говорить опасно», исключите запугивание.

-Выполняйте свои обещания. Если не получилось выполнить, объясните причину невыполнения.

-Если ребёнок признался во лжи, не стоит его наказывать, иначе вы больше не услышите от него правды.

-Ребёнок должен быть уверен, что вы любите его без каких- либо усло-вий и что не сможет уменьшить вашу любовь к нему. Многие дети лгут, по-тому что боятся, что правда разочарует их родителей.

-Развивайте способности ребёнка. Вместе играйте, пойте, танцуйте, ри-суйте, гуляйте, читайте книги.

Полезные игры дома

Слова – ассоциации

Взрослый называет ребёнку слова, например: семья, страх, радость, мама, любовь и т. п. Ребёнок определяет, что значат для него эти слова. Игра помогает понять отношение ребёнка к каким-либо вопросам, к значимой проблеме.

Тайм – аут

Счёт до 10 в ситуациях, когда возникнут сильные отрицательные эмоции (посчитай до 10, потом уже реагируй).

Ладошка

Попросите ребёнка обвести на бумаге свою ладонь. Предложите назвать свои лучшие качества. Дети не всегда могут найти подходящие слова. Поэтому помогайте наводящими вопросами. В процессе перечисления силь-ных сторон ребёнка необходимо беседовать о них, вспомнить случаи, когда они лучше всего ему помогали. На каждом пальчике и ладошке запишите эти качества. После заполнения всех пальчиков предложите ребёнку украсить рисунок. Расскажите ему, что все его сильные стороны хранятся в настоящей ладошке, как в этом рисунке. Предложите думать об этом каждый раз, когда ему будет трудно/грустно/обидно, или размещать перед собой этот рисунок, как оберег, чтобы эти сильные стороны всегда приходили на помощь в нуж-ный момент.

Недисциплинированное поведение

Это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально-одобряемые цели и установки.

Причины недисциплинированности:

-предъявление ребёнку невыполнимых требований (приказаний).

- нарушение этики общения и норм поведения.

- недостаток родительского внимания.

- преобладание наказаний над поощрениями.

- несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребёнку.

- отсутствие доверия или привязанности между ребёнком и взрослым.

Полезные игры

Каждой вещи своё место

Цель: закрепить правило «Каждой вещи своё место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.

Методические приёмы: чтение стихотворения «Маша – растеряша», вопросы к детям:

Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?

Что нужно сделать, чтобы её не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.

Какого, дети?

А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи

Алёшенька, принеси мне, пожалуйста, книгу. Спасибо. Олечка, будь добра, подай мне пожалуйста, куклу Таню. Спасибо. Алёнушка, сделай доб-рое дело, положи Андрюшку –малыша в коляску. Молодец.

Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?

Мы знаем, где они лежат.

Да, дети, у каждой вещи должно быть своё место. Есть ещё правило «Где взял, туда положи» Оно поможет поддержать порядок в группе.

Игра «Хорошие, плохие поступки»

Задачи: воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство са-моуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.

Ход игры: много славных дел ждёт нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими? (добрыми, смелыми, отзыв-чивыми, воспитанными, умными и т. д)Еще какими? (вежливыми).

Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 марта 2024 в 12:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алина Павонская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД