Папки-передвижки

Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста

Юлия Шарова
Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

профилактика конфликтного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Создание единого психологического пространства, сплочение участников.

- Повышение психологической и педагогической компетентности родителей по вопросам особенностей общения с детьми.

- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

- Формирование положительных установок в сознании родителей, гармонизация детско-родительских отношений.

Сегодня наша встреча будет посвящена разговору об особенностях эмоционального развития, предупреждению и преодолениюконфликтного, агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным.

Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

Когда в семье появляются дети - меняется ее жизнь, привычки и мироощущение. Заботы, которые волновали родителей ранее, отходят на второй план. А на первом месте стоит ребенок и все, что с ним связано. Воспитание собственного чада - сложная задача: нежность, доброта, забота должны сопровождать вашего ребенка на протяжении всей жизни. Вместе с воспитанием ребенка, родители учатся новому и для себя. Но в процессе воспитания детей мы сталкиваемся с различными проблемами и трудностями. Одна из таких трудностей - проблемное поведение детей.

Но ведь дети не рождаются капризными, агрессивными, сквернословящими лгунишками, тянущими себе в карман все, что плохо лежит!

Любой вид проблемного поведения - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру.

Рассмотрим причины проблемного поведения детей:

Причины нарушения поведения у детей

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста очень разнообразны, однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную.

Биологическую группу факторов, по мнению многих российских ученых составляют внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсиплазмозом, различными интоксикациями и т. д., патология родов, инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно-обусловленные дефекта обмена и др).

Социальные факторы нарушения поведения детей делятся на три группы: макрофакторы (космос, государство, планета, общество, мир, страна); мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы: семью, группы сверстников, микросоциум.

Виды проблемного поведения детей, и их причины.

В таблице представлены основные виды проблемного поведения детей, которые наблюдаются взрослыми.

Проблемное поведение Причины

Капризы, истерики Хроническое или только начинающееся соматическое заболевание.

Различные виды нарушения воспитания в семье.

Внутрисемейная дисгармония.

Исследование реакций родителей, игнорирование требований ребенка.

Агрессия Заболевание ребенка психологического или физиологического характера.

Средство психологической защиты.

Ребенок пробует новую модель поведения.

Внутрисемейная дисгармония.

Различные виды нарушения воспитания в семье.

Неумение выражать свои эмоции и чувства.

Ложь Внутрисемейная дисгармония: подражание лжи взрослых, стремление привлечь к себе внимание, наличие у ребёнка проблем, требующих решение

Страх, попытка избежать наказания.

Продление удовольствия.

Воровство Болезнь – клептомания.

Импульсивность.

Способ повышения самооценки, самоутверждение.

Внутрисемейная дисгармония: воспитание в асоциальной семье, способ привлечь внимание родителей к себе и своим проблемам, восстановить утраченную связь с родителями

Нужно просто понять ребенка. Не получается самостоятельно – обратиться к специалисту. Важно, не откладывать на потом, а решать проблему как можно быстрее.

Основной этап

Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа дошкольников с различными нарушениями поведения. Взрослые, которые работают с детьми, наблюдают, что дети сейчас конфликтны, агрессивны, склонны к «взрывному» и импульсивному поведению.

Растерянность, недоумение, отчаяние, сменяющиеся раздражением, возникают у родителей, сталкивающихся с проблемами общения с ребенком в семье. Вдруг он стал капризным, на все дает протестные реакции, его перестают интересовать игрушки, возникают вспышки гнева и перепады настроения, он расторможен или апатичен, конфликтен. Как погасить у ребенка негативные проявления? Как помочь ему? Как вести себя с ним, не создавая конфликта, но одновременно добиваясь адекватного поведения и необходимой деятельности?

Давайте ответим на несколько вопросов:

Что же такое детская конфликтность?

Дело в том, что конфликтность – это черта характера человека, которая формируется под воздействием множества факторов. К этим факторам относятся особенности темперамента, уровень агрессивности, эмоциональное состояние, особенности воспитания и социального окружения. То есть, личность ребенка играет важную роль в формировании конфликтности, однако поведение родителей, их отношение к ребенку и личный пример способны сыграть существенную роль в образовании этого негативного качества. Поэтому, конфликтное поведение маленького чада является сигналом, что в поведении родителей что-то не так. Важно понимать, что для того, чтоб изменить поведение ребенка, необходимо начать изменения с себя.

Какие могут быть причины конфликтности? (варианты ответов родителей)

Во-первых, конфликтность ребенка может быть спровоцирована обыкновенным подражанием эмоционально значимым людям. Ведь если близкие ребенку люди ежедневно ссорятся, детское сознание может начать воспринимать такое поведение в качестве нормы. В данной ситуации, ребенок просто не знает, как правильно реагировать, поэтому накопившиеся обиды и злость он вымещает на других детей.

Второй причиной может быть внутренний протест ребенка, против недостатка внимания и заботы. Таким образом, он может неосознанно пытаться привлечь к себе внимание, даже таким негативным способом.

Эгоцентризм также может быть причиной конфликтности, ведь если ребенка излишне разбаловали, он ожидает подобного покровительства и со стороны сверстников. Однако, когда этого не происходит, он просто пытается добиться своего самым простым способом, - устроив конфликт.

Не стоит забывать и про личные, а также ситуативные предпосылки конфликтного поведения. К ним относятся: неуверенность в себе, невоспитанность, эгоизм, вспыльчивость, чувство усталости и т. д.

Как исправить ситуацию? (варианты ответов родителей)

Все вышеперечисленные причины конфликтности ребенка непосредственно связаны с поведением родителей. Именно в их руках ответственность за поведение малыша. Прежде всего, родителям важно понимать, что конфликтность является серьезным недостатком личности, который значительно осложняет общение ребенка в коллективе. Поэтому нужно принимать меры как можно раньше.

Я предлагаю воспользоваться программой «Особое общение», в основе которой лежат основные принципы разрешения конфликтов с детьми. Это принципы взаимодействия родителей и детей, позволяющие избавиться от эмоционально-поведенческих нарушений, изменить конфликтное поведение ребенка.

Программа «Особое общение» («ОО»)

Актуальность: Мы стараемся, чтобы ребенок вырос раскованным, свободным, воспитанным, вежливым. Нам хочется, чтобы ребенок был развитый, получил хорошее образование, имел широкий круг интересов, умел легко общаться с окружающими. И тут наталкиваемся на различные проблемы, затрагивающие взаимоотношения с ребенком. Он становится более и более негативным, капризным, отказывается от занятий, его перестают интересовать игрушки, у него возникают вспышки гнева и перепады настроения, он становится двигательно расторможенным или апатичным, замкнутым; у него ухудшаются аппетит и сон. Мы не можем понять, что происходит? Ведь наше отношение к нему прежнее, мы также любим его, беспокоимся о нем, желаем ему всего самого лучшего, постоянно говорим ему, как надо себя вести, что хорошо, что плохо. Да, конечно, бывает, и не сдерживаемся, кричим, а то и отшлепаем.

Вначале действенны угрозы, но потом и это не помогает. Он перестает слушаться. Замечания, которые делаются (что это плохо, некрасиво, что дети так себя не ведут и т. д., не дают никаких результатов. Ребенок перестает обращать внимание на все сказанное и «по-хорошему», и «по-плохому»: он не слышит, не реагирует. Вся семья в растерянности. Взрослые члены семьи ищут виноватого, считая, что кто-то слишком избаловал ребенка. Чаще виновником становится женская и более старшая по возрасту половина семьи. Это приводит уже к конфликтам в семье. Ребенок находится в хронической психотравмирующей атмосфере. Проблемы нарастают как снежный ком.

Мы забываем, что являемся эталоном для ребенка. Он считывает информацию об эмоциональном состоянии родителей по выражению лица, тону голоса, лексике. Поэтому в основе программы лежит правильный эмоциональный настрой, поведение родителей и других членов семьи, и их педагогическая компетентность.

Существуют определенные установки, опирающиеся на реализацию конкретных законов психологического и психофизического развития, которые действительно составляют альтернативу в общении с ребенком. Они лежат в основе программы.

Цель: Формирование положительных установок в сознании родителей, гармонизация детско-родительских отношений.

Принципы общения с ребенком в рамках программы «Особое общение»:

Выражение лица

- максимально доброжелательное;

- приветливое, теплое.

Тон голоса

- в любых ситуациях в разговоре с ребенком – предельно доброжелательный, теплый, приветливый;

- не говорить с иронией и насмешкой.

В лексике избегать употребления:

- всех частиц не, так как русский язык богат, и подходящую по смыслу фразу можно построить, не используя их;

- приказных фраз;

- повелительного наклонения;

- слов должен, обязан, нужно;

- местоимений я, ты.

В лексике желательно использовать:

- согласительное наклонение,

- местоимение мы.

Стараться:

- не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

- не ругаться и не кричать на ребенка;

- всегда быть с ребенком вежливым и теплым;

- не торопить и не подгонять ребенка;

- как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;

- как можно чаще подтверждать, декларировать свою любовь к нему;

- не говорить ребенку, что Вы его не любите или обиделись на него;

- не давать ребенку чувствовать себя плохим;

- от неправильного поведения или занятия отвлекать, предлагая не менее 2-3-х вариантов деятельности или занятий.

- не вставать на сторону людей, обвиняющих вашего ребенка публично, лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить;

- не хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример, сравниваем ребенка только с самим собой.

Помните:

- телевизор, телефон или видеоигры – не нянька, то есть нужно вместе с ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;

- если вы огорчены чем-то, то постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом с ребенком, будете в лучшем настроении, так как дети – это радость;

- от вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приголубить, приласкать.

Итак, давайте вместе попытаемся в доступной форме показать практическое применение данных рекомендаций. Представим себе две семьи: Петровых (папа, мама, сын Тимоша, дочь Настя) и Сидоровых. Петровы пользуются принципами «ОО», Сидоровы – нет.

Пример 1. Слайд 12.

После завтрака Папа с Настей отправляются гулять в парк, где есть детская площадка. Малыши собрались в песочнице, а родители и бабушки с дедушками сидят на скамейке и болтают. Дети не могут поделить формочки, бросают друг в друга песок, толкаются и дерутся.

Ваши варианты выхода из ситуации (Ответы родителей)

Как поступят Сидоровы?

Со скамейки раздаются крики взрослых Сидоровых, которые требуют прекратить безобразие, отойти друг от друга, не трогать соседей. Детей обвиняют в плохом поведении, грозят наказанием. В дальнейшем конфликтные ситуации постоянно повторяются.

Семья Петровых:

Папа подходит к песочнице и приветливо без раздражения говорит:

- Здравствуете, ребята! Я папа Насти. Предлагаю приостановить песочное побоище, а вместо этого давайте откроем Песочные Олимпийские игры. Я буду главным устроителем, Вася - судьей, Стасик, Тема, Света, Илюша и Настенька - участниками песочного соревнования: кто больше сделает куличей. На старт! Судья, давай команду!

Принципы «ОО»

Нет раздражения, негодования, криков, обвинений, недовольства, приказов, угроз: есть вежливость, дружелюбие, приветливость, переключение с неправильной формы поведения; дана модель правильного поведения

Контрольные вопросы: Какую Вы допускаете ошибку в подобной ситуации? Чем заканчивается такая история в Вашей семье?

Вариант «ОО». Конфликт разрешен. Малыши приняли игру взрослого. Они радостны, не ссорятся, никого не обижают, довольны игрой и друг другом. В будущем могут мирно играть и без участия взрослого. Родители не просто гуляют с детьми, а общаются.

Пример 2. Слайд 13.

Сегодня Настеньке обязательно нужно сделать домашнее задание. (Она посещает занятия по подготовке к школе.) Но Настя не настроена на занятия. Девочка находит бесконечное количество дел: игра в куклы, беготня по квартире, просмотр мультика - она очень занята. Ей скучно заучивать

буквы, слоги и цифры.

(Варианты ответов родителей)

Мама, не заставляя дочку, предлагает ей следующее:

- Ангел мой! Я вижу, что ты сейчас очень занята, а мне хочется поиграть с тобой. Давай, я буду ученицей первого класса, а ты лучшей учительницей. Посмотрим, чему ты будешь меня учить. Только договоримся: 15 минут ты учишь меня, а потом я буду 15 минут отдыхать. Мы можем провести три урока.

Принципы «ОО»

Отсутствуют фиксация на поведении, приказные фразы, повелительное наклонение, частицы «НЕ»; есть доброжелательный приветливый нераздраженный тон; мать отвлекает и, поменявшись ролями, привлекает дочку к необходимым занятиям в игровой форме.

Контрольные вопросы: Как Вы поступаете, оказавшись в такой ситуации? Ваш ребенок охотно занимается с Вами?

Вариант семьи Сидоровых. Маленькая Сидорова продолжает отказываться от занятий. Она не терпит давления и протестует против всех видов познавательной деятельности.

Вариант «ОО».

В игровой форме за три раза по 15 минут выполнены все задания, а затем Настя захотела еще поиграть в учительницу и узнать новые цифры.

Пример 3. Слайд 6.

Настенька пристает к брату. Она отбирает у него альбомы, карандаши, краски, прячет их, дразнит его. Тимоша кричит на сестру, пытается вернуть свои вещи. Возникает потасовка.

(Варианты ответов родителей)

Папа обнимает обоих за плечи, не слушая взаимные претензии детей, спокойно говорит:

- Ребята, подождите! Потом досражаетесь, если сочтете это необходимым. Не жалуйтесь, все равно вы поймете друг друга намного лучше, чем я. Ведь вы брат и сестра, ближе людей не бывает, вы продолжение друг друга. А пока военное перемирие, давайте посмотрим новый замечательный альбом с иллюстрациями.

Что такое иллюстрация?

Вот толковый словарь.

Принципы «ОО»

Спокойный дружелюбный тон, немного юмора; легко и ненавязчиво дети разняты, нестандартно разъяснена их близость; не зафиксировано неправильное поведение; внимание переключено на конструктивное занятие.

Контрольные вопросы: Как. Вы поступаете в подобном случае?

Чем заканчивается такая ситуация?

Вариант семьи Сидоровых.

Дети продолжают драться. Родители сердятся на них, выясняют, кто виноват, кричат, растаскивают их по разным комнатам, наказывают. Дети ревут, очень обиженные друг на друга, продолжают жаловаться родителям. Взаимное недружелюбие сохраняется надолго. Теплых и дружественных отношений между ними нет.

Вариант «ОО». В доме спокойствие. Распри между детьми прекращены, показан способ узнавать значения новых слов. В дальнейшем дети значительно реже ссорятся. Между ними формируются хорошие теплые отношения.

Заключение.

Исправление проблем в поведении - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется немало времени, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Ребенка можно сравнить с зеркалом. В нем отображается все то, что он получает извне. Если детей в семье одаривают любовью, то и они ее излучают на окружающих, возвращают. Если дети получают негативные эмоции и чувства, то это они и проецируют вокруг. Говорите чаще ласковые слова, слова любви ребенку, чаще обнимайте и искренне спрашивайте о его проблемах, о прошедшем дне, его друзьях. Дети должны всегда точно знать: что бы ни случилось в их жизни с ними, семья всегда будет рядом, будет поддержкой, поймет его, примет. Он - единственный и неповторимый!

- А теперь давайте вспомним:

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, научитесь проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим, почувствовал, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения.

Рефлексия. Вопросы к участникам семинара: была ли полезна для вас сегодняшняя встреча или нет? В чем это заключается? Какие выводы вы сделали исходя из пройденной темы сегодняшнего семинара?

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2025 в 12:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шарова (УИ 1296627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД