Вероника Ковалева
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста посредством тренировки вестибулярного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Что делать, если у ребенка старшего дошкольного возраста рисунки и тетради пестрят ошибками, связанными с "искажением пространства"? У многих ребят, которые посещают группу дошкольного учреждения компенсирующего вида часто встречаются именно такие нарушения. У таких детей намного медленнее формируются пространственно-временные отношения, ориентировка в пространстве относительно себя и на плоскости. В моей группе был ребенок, который считал, что над нашей планетой небо - голубая твёрдая оболочка. Грамотный эрудированный ребенок.
Публикация «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста посредством тренировки вестибулярного аппарата» размещена в разделах
Поэтому освоение пространства всегда необходимо начинать с собственного тела. Коррекцию зрительно-пространственной дисграфии необходимо начинать с телесных упражнений, а не с прописей. Вот несколько вариантов из них:
1. Упражнения на равновесие: (развиваем вестибулярный аппарат и мозжечок) : "Дерево", "Цапля", "Ласточка", «Растяжка». Находим и удерживаем равновесие с открытыми и закрытыми глазами.
2. Упражнения на воспроизведение позы:
"Обезьянки" - повторить позу по подражанию, по памяти.
«Дотронься» - выполнение словесных инструкций («Дотронься указательным пальцем правой руки до левого локтя», «Дотронься мизинцем левой руки до правой брови»). Используем слова «макушка», «подбородок», «щека», «колено», «стопа», «лопатка», «затылок».
«Запомни и повтори» - ребёнок с закрытыми глазами, взрослый придаёт ему определённую позу, складывает пальцы, кисти ребёнка в различные пространственные комбинации. Потом ребёнок принимает исходное положение, открывает глаза и повторяет позу.
3. Жестовые и телесно-пространственные игры.
Во время логоритмической разминки в режимные моменты обязательно включаю комплекс пальчиковой гимнастики. Детям очень нравятся такие упражнения, особенно под музыкальное сопровождение. Существует много "дворовых" полезных игр, которые сегодня назвали бы нейропсихологическими. Вспомним некоторые:
"Немой язык" - придумываем вместе с ребёнком жестовый алфавит, загадываем друг-другу слова.
"Где мы были мы не скажем".
"Бабка, нитки рвутся"- хоровод детей, не расцепляя рук, «запутывается», а водящий, не видевший этот процесс, должен «распутать клубок», превратив его обратно в хоровод.
Можно предложить ребенку пальцем рисовать на разных частях тела (на спине, ладони, плече) разные фигуры, буквы, цифры. Пусть он угадает изображение, попробует его нарисовать.
Из своего личного опыта могу сказать, что детям компенсирующих групп нелегко даются упражнения на координацию, равновесие, растяжку мышц кора с помощью дыхательных техник. Ребята очень неустойчивы, включают в позу много лишних движений или вообще не знают, как выполнить то или иное упражнение. Поэтому подобные коррекционные упражнения включены в комплексы физминуток между занятиями. На прогулке всегда уделяется внимание играм, в которых можно применить эти упражнения: «По болоту Петр шел…», «Каменный лев», «Море волнуется» и пр.