Ирина Пронина
Профилактика девиантного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы, которые связаны с психическим и психологическим здоровьем ребенка дошкольного возраста, являются актуальными в практической деятельности педагогов и психологов дошкольного образовательного учреждения.
Несмотря на то, что понятие «девиация» чаще используется для оценки поведения подростков и взрослых, у детей дошкольного возраста довольно часто встречаются нарушения поведения и эмоциональные расстройства. Исследования многих отечественных педагогов (Овчарова Р. В., Галагузова М. А., Беличева С. А., Олиференко Л. Я., рассматривающих девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, доказывают, что воспитанники дошкольного образовательного учреждения в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения. Девиантное поведение (также отклоняющееся поведение) (лат. Deviatio — отклонение) — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам[1, стр. 12].
Публикация «Профилактика девиантного поведения дошкольников» размещена в разделах
Причины возникновения девиантного поведения[2, стр. 2-8].
1. Медико-биологические. Данную группу можно разделить на три подгруппы: врожденные, приобретенные и наследственные причины. Поражением генетического материала вызваны наследственные причины (хромосомные, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена, влияющие на созревание мозговых структур). К наследственным так же относятся дефекты слуха, речи, нарушения умственного развития. Врожденные медико-биологические причины отклоняющегося поведения ребенка обуславливаются внутриутробными поражениями плода во время беременности.
2. Социально-психологические. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
3. Психолого-педагогические. К этим причинам относятся: искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения, отрицательный пример взрослых, злоупотребление запретами или вседозволенностью, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Типы девиантного поведения :
1 тип: поведение импульсивное и неуравновешенное, характерное для быстровозбудимых детей (вспышки гнева, громкий плач, обида). Данный тип
поведения приводит к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления быстро угасают.
2 тип: негативное отношение к общению (надолго задерживаются в памяти недовольство и обиды). Дети данного типа избегают общения, пытаясь скрыть испуг и неуверенность в себе. С нежеланием посещать детский сад связано эмоциональное неблагополучие.
3 тип: неустойчивость внутреннего мира, наличие многочисленных страхов.
Для выявления девиантного поведения необходимо провести исследования эмоционально-волевой сферы дошкольника. Можно выделить два этапа выявления отклоняющегося поведения : констатирующий и подтверждающий. Цель первого этапа заключается в выявлении детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Для достижения данной цели проводится беседа с воспитателями группы, применяются проективные методики.
На втором этапе исследования необходимо подтвердить наличие признаков отклоняющегося поведения у детей. Для этого проводятся дополнительные методики, как методика «Лесенка» (диагностика самооценки, методика «Рене Жиля» (изучение социальной потребности ребенка, а так же его взаимоотношение с окружающими) и т. д.
Существует несколько путей профилактики и коррекции девиантного поведения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1. Сформировать интерес ребенка к окружающим людям и желанию их понять.
2. Закрепить навыки общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Выработать навыки адекватного поведения.
4. Обучить ребенка правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развить умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Для коррекции отклоняющегося поведения ребенка наиболее эффективной является игротерапия, так как игра-ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста.
Для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка могут использоваться:
- подвижные и коммуникативные игры;
- ритмические игры со словами;
- разыгрывание «трудных ситуаций»;
- танцы и музицирование;
- чтение и обсуждение сказок.
Последний пункт стоит особенного внимания, так как сказки и игры тесно связаны, следовательно, сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике девиантного поведения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Благодаря сказкам ребенок учится
различать такие понятия, как «добро» и «зло», учится правильно оценивать поступки и свои, и окружающих.
Помимо игр и корректирующих занятий ребенку с отклоняющимся поведением необходим твердый режим дня и правильное питание, контроль за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Во время анализа отклоняющегося поведения дошкольника необходимо знать и учитывать психологические и личностные особенности ребенка. Отклонения в поведении могут являться следствием нарушения эмоциональной сферы и произвольности поведения. Снизить риск возникновения отклонений в поведении старших дошкольников поможет оказание своевременной квалифицированной помощи.
Список использованной литературы:
1. Л. Б. Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е изд. – М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 336 с.
2. Г. Г. Зайдуллина, Причины отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. –https://cyberleninka.ru., статья в интернете.