МААМ-картинки

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?

Наталья Викторовна Замулко
Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?
▼ Скачать + Заказать документы

Быть здоровым - Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Не справляясь с внутренним переживанием, педагог старается подавать хотя бы внешние проявления эмоции. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм, наносят удары, от которых человек не может оправиться. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень и прочие.

Публикация «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?» размещена в разделах

Профессия «педагог», иначе работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил.

Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависит и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется порой в агрессивной (окрики, гнев, раздражительность).

Можно выделить несколько факторов объективных:

1. Социальный

- изменение в системе;

- повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни;

- непрестижность профессии;

- недооценка общественной значимости дошкольного образования;

- неудовлетворенность социальным окружением на работе;

- чисто женский коллектив.

2. Материально – бытовой (условия жизни, быта).

3. Фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, здоровье детей).

4. Фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера.

Руководитель – подчиненный

Педагог – педагог

Педагог – ребенок

Педагог – родитель.

Организационно - …перегруженность поручениями,

открытые занятия

педсоветы

непродуманное введение новшеств

завышенные нормы от численности детей в группе.

Современная педагогика использует специальный термин – «эффективные учителя»: К важным особенностям эффективность относят уверенность в себе и великую самооценку, эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости.

Однако специальные исследования показали, что для значительной части педагогов характерна негативная. Я – концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Упражнение на развитие положительного восприятия, самоуважения.

1. Все равно ты молодец, потому что….

1 педагог «Мне не нравится в себе….

Советы:

1. Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них.

2. Не «пережевывайте» мысленно случившееся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину.

3. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.

4. Рационально распоряжайтесь своим временем.

5. Формируйте активную жизненную позицию особенно по отношению к проф-ым стрессам.

Быстро и легко переходить от одного класса явлении к другим помогает интеллектуальная гибкость.

Управления на развитии интеллектуальной гибкости.

1. Назвать слова к которым приложимы три определения одновременно: «мягкий», «белый», «съедобный».

2. Дописать фразы:

«Упало мыло в суп с лапшой…»

«Тонет мука в сладости…»

«Я сам в себя пальто одел»

«Гляжу с высоты на обод у»

Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь.

Успокаивающее дыхание полезно для погашения избыточного возбуждения и нервного напряжения.

Мобилизующее дыхание как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания, но изменяются не выдохи, а вдохи. Такое дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость, при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодорствованию, мобилизация внимания.

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом.

«Отдых» - стоя, выпрямится, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклонится, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали. Дышать глубоко, следить за своим дыханием, в таком положении находится в течении 1-2 минут.

«Передышка»

Ип – стоя (сидя). В течении 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза и наслаждаться глубоким неторопливым дыханием.

«Дыхание с облегчением»

Ип – сидя вспомнить о чем-нибудь приятном, досадном, раздражающем, затем начать дышать глубже, животом (выдох о – ох – х)

Дозировка 5 – 7 минут.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается если их используют в сочетании с другими способами эмоциональной саморегуляции. Один из этих способов – визуализация.

Визуализация – это создание внутренних образом внутри человека, т. е. активизация воображения.

Упражнения на визуализацию

1. Рассмотреть в течении нескольких мгновений. Какой – либо предмет и представить его.

2. Вызов эмоции – вспомните и опишите самые чудесные переживания – восторга, радости, счастья.

Самый простой, эффективный способ эмоциональной регуляции – расслабление мимической мускулатуры.

На какой взгляд, предложенные упражнения и рекомендации помогут воспитателю в повседневной деятельности сохранять, рабочее самочувствие, снизит вероятность развития профессионального выгорания.

Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Как организовать математические игры с ребенком дома Как организовать математические игры с ребенком дома. 1. Прежде всего нужно заинтересовать ребенка, создав игровую ситуацию, предложив игровой.

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой» Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?
Опубликовано: 17 марта 2015 в 03:00
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Викторовна Замулко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД