Марухина
Профессиональное выгорание педагога в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное выгорание педагога в дошкольном образовании Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. (В. В. Бойко)
Профессиональное выгорание - личная деформация под влиянием профессиональных стрессов.
В. В. Бойков выделяет три фазы формирования выгорания.
Публикация «Профессиональное выгорание педагога в дошкольном образовании» размещена в разделах
Фаза напряжения: нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции: (сопротивление нарастающему стрессу) : человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения: сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними, то нарушается состояние равновесия.
Факторы возникновения синдрома выгорания : внешние и внутренние.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса; неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе : однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка.
К внутренним факторам, способствующим возникновению синдрома эмоционального выгорания, относят: - коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями,- администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации; - ролевой и личностный фактор (индивидуальный) : смерть и тяжелые заболевания близких; материальные затруднения; плохие взаимоотношения между супругами; отсутствие нормальных жилищных условий; - недостаток внимания, уделяемого домочадцами; неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Симптомы профессионального выгорания.
Три группы:
1. Психофизические симптомы
2. Социально-психологические симптомы
3. Поведенческие симптомы
В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий;
агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
Организация деятельности.
Улучшение психологического климата в коллективе.
Работа с индивидуальными особенностями.
Естественные способы профилактики профессионального выгорания. • Физическая нагрузка. • Саморегуляция. • Творчество. • Полноценный отдых. • Солнечные лучи.
Наиболее эффективными считают следующие способы профилактики синдрома эмоционального выгорания :
– рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
– переключаться с одного вида деятельности на другой;
– относиться к конфликтам на работе более спокойно, принимая ситуацию как частный случай;
– не пытаться быть лучшим всегда и во всем.