Марина Валентиновна
Профессиональная педагогическая этика. Взаимодействие всех участников образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
На тему: Профессиональная этика
Добрый день, коллеги! Сегодня у нас пройдет практико- ориентированный семинар на тему
“Проф. пед. этика”. У нас уже проходили семинары и анкетирование на данную тему. Сегодня мы не только вспомним основы проф пед. этики но и попробуем применить полученные знания на практике.
Итак, кратко пройдемся по теории, по основным аспектам пед. этики!
ЭТИКА – СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ.
Публикация «Профессиональная педагогическая этика, Взаимодействие всех участников образовательных отношений» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Профессиональная этика – это совокупность правил поведения, определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных профессиональной деятельностью.
Чтобы стало еще понятнее, профэтика — это правила поведения, которые обязательны к исполнению при нахождении на рабочем месте. Это служебный долг, который необходимо отдавать день за днем.
Основные нормы профессиональной этики :
• внимательность;
• вежливость;
• выдержка (терпение);
• умение владеть собой
• хорошие манеры и культура речи;
• способность избегать конфликтных ситуаций и умение разрешать их;
• обходительность, любезность;
• радушие, доброжелательность;
• тактичность, сдержанность;
• готовность быстро реагировать, удерживать в зоне внимания несколько человек;
• беречь профессиональную репутацию;
• принимать справедливые претензии к своей деятельности, не допускать высказываний, оскорбляющие национальные, религиозные или нравственные чувства людей.
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида.
Недопустимые нормы поведения и личностные качества:
• Грубость
• Бестактность
• Нечестность
• Лицемерие
• Воровство
• Эгоизм
• Болтливость
• Разглашение конфиденциальной информации
• Фальсификация документов
• Массовая дискриминация
I. Педагогическая этика, нормы и принципы, понятие “Речевой этикет”
Что же такое педагогическая этика? Это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающий нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
На сегодняшний день ее соблюдение является обязательным для каждого педагога. Это закреплено на федеральном уровне в законе об образовании ст 48 “Обязанности и ответственность педагогических работников”
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога- он регламентирует :
1. Требования к личности педагога;
2. Общение педагога с воспитанниками, коллегами, родителями и администрацией ДОУ;
3. Принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т. д.).
Требования к личности педагога
1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
4. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
Общение педагога
Неотъемлемым компонентом педагогической этики является общение педагога
общение бывает, как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.
Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса :
Общение с воспитанниками
Решение кейса:
1) Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
2) В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
3) Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений : самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим
4) При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения. (учёт индивидуальных особенностей).
5) Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку. При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости (доброжелательность, объективность, справедливость ко всем детям).
6) Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
7) Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
8) Педагог толерантно относится к религиозным убеждениям и национальности своих воспитанников.
Общение с родителями
• Педагог при общении с родителями (законными представителями) постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
• Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми
• Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.
• Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями) проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.
• На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.
Общение с коллегами
1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
2. Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях (неконфликтность)
3. Деятельность педагога может подвергаться объективной критике, которая должна быть внутренней, т. е. не за пределами ДОУ. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических советах. Места сплетням нет (отсутствие сплетен).
4. В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
5. Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто происходят между участниками образовательного процесса : родителями, детьми, коллегами.
В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.
Например:
Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения этим различиям.
Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.
Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.
Еще один компонент педагогической этики – это принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
III. Принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
1. Аккуратность и опрятность
Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной. Обувь должна быть чистой, ухоженной. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах).
2. Сдержанность. Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль.
Всем сотрудникам ДОУ запрещается использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды и обуви:
Одежда
-Спортивная одежда (спортивный костюм или его детали).
-Одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т. п.)
-Пляжная одежда. Прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками.
-Декольтированные платья и блузки (открыт V- образный вырез груди, заметно нижнее белье и т. п.) майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета)
- Мини-юбки (длина юбки выше 3 см от колена, Слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины, одежда из кожи (кожзаменителя.
Обувь
- Спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений, Пляжная обувь (шлепанцы и тапочки,
-Обувь в стиле “кантри” (казаки)
-Высокие сапоги-ботфорты в сочетании с деловым костюмом.
В одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.
Волосы- Окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки (например, неоновые оттенки).
Внешний вид должен быть безупречен во всем. ДОУ – не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей.
СТАНДАРТЫ ВНЕШНЕГО ВИДА СОТРУДНИКОВ
1. Одежда
- Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону). Брюки стандартной длины. Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или жакета. Джинсы и одежда из джинсовой ткани классических моделей, однотонные, без стилистических элементов (крупные вышивки, бахрома, стразы, потертости, заклепки, дырки и т. п.)
В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и т. д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.
2. Обувь
- Классические модели неярких тонов, гармонирующие с одеждой.
3. Волосы
- Стрижка аккуратная (не экстравагантная).
4. Украшения
- Допускается использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т. п., выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок, кулонов и т. п.
6. Гигиена и макияж
- Макияж дневной, легкий, естественных тонов.
Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. В этом, пожалуй, и есть суть всей педагогической морали.
Хорошо приступаем к практической части нашего семинара! Прошу вас разделиться на три группы и сесть за столы. Итак, так как мы с вами уже побывали и ни раз в роли активных слушателей в области пед. этики и вообщем то имеем уже весомый опыт. Предлагаю Вам побыть на месте экспертов проф. пед. этики. Встречаем
Первая подгруппа – эксперты по вопрсам личных качеств педагога
Вторая подгруппа- эксперты по вопросам общения с родителями и педагогами
Третья подгруппа- эксперты по вопросам внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения
Время на работу в подгруппах- 7 минут!
Первая подгруппа – надо будет составить портрет современного педагога, в основе которого будут те качества, которые предъявлены к личности педагога согласно этическому кодексу.
Вторая подгруппа- расскажет нам об основных принципах, на которых выстраивается общение с педагогами с родителями и коллегами (ни менее 7)
-Уважительное и доброжелательное отношение, умение выслушивать не перебивая, чувствовать их эмоц настрой, соблюдение культурв речи, тактичности,стремление оказать помощь родителям, которые в силу каких либо обстоятельств не справляются со своими обязанностями, недопущений оскорблений коллег, унижающих личность и человеческого достоинства, стремление к самосовершенствованию, работа над своим образом, конструктивное решение проблем (взаимо-выручка поддержка уважение действие)
2 этап. Решение проблемной ситуации, которая будет озвучена позже.
1. Мама вашего воспитанника очень тревожная и импульсивная женщина. Мальчик Ваня 6 лет стеснительный не уверенный в себе ребенок с повышенным уровнем тревожности.
После утренника, мама мальчика подошла к вам и начала разговор на повышенных тонах. Она очень громко, при других родителях, начала говорить о том, что ее ребенок, вчера на утреннике, опять не рассказывал стих и вовсе стоял в последнем ряду! Что стихотворения опять читали одни и те же дети!
И вообще, что вы не уделяете должного внимания ее ребенку, а ведь он талантлив и замечательно умеет читать стихи (дома!
2. В группу детского сада к опытному воспитателю поставили работать молодого педагога! Вскоре стали возникать разногласия по поводу методов работы с детьми. Особенно остро это ощущает опытный педагог, стремящийся поддерживать порядок и дисциплину в своей группе! Молодой педагог говорит о том, что детям нужно давать больше свободы в деятельности и если на занятиях у нее шумно, то это потому, что детям нужно давать возможность коллективно обсуждать ответы на ее вопросы именно так можно воспитать творческую личность.
Третья подгруппа- расскажут нам зачем нужен дресс- код в доу об основных правилах дресс- кода в доу согласно этическому кодексу педагога (могут продемонстрировать на себе). Расскажут нам то, что рекомендуется носить согласно дресс коду.
А сейчас после сказанного предлагаю вам сделать экспресс – диагностику! Мы считаем общее количество педагогов затем количество педагогов одетых согласно дресс- коду! И получаем количество педагогов не придерживающихся дресс коду. Это посовещавшись считаете в своей экспертной группе.
Соблюдение дресс- кода в доу очень важно! Это правило не просто формальность, а важный аспект создания атмосферы профессионализма и уважения к окружающим. Он влияет на восприятие со стороны детей так и со стороны родителей. Родители, видя педагогов в опрятной одежде делового ощущают уверенность в его квалификации. Это в свою очередь повышает доверие к образовательному процессу и общему подходу к воспитанию детей. Соблюдение дресс кода педагогами имеет значительное влияние на имидж всего учреждения