Наталья Янбаева
Профессиональная ориентация в объединении «Азбука моды»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБЪЕДИНЕНИИ «АЗБУКА МОДЫ» ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Н. В. Янбаева
Сибай, МБУ ДО
«Центр детского творчества»
«Как хорошо, когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями» (А. Апшерони)
Публикация «Профессиональная ориентация в объединении „Азбука моды“» размещена в разделах
- Модный показ, дефиле. Конкурсы костюмов, нарядов
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Профориентация находится на пересечении интересов учащегося и его родителей, системы образования, работодателя и государства. И чем раньше начинается работа по профориентации, то есть по профессиональному самоопределению человека, — тем лучше.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в ранней профессиональной ориентации. Учреждения дополнительного образования являются благоприятной средой защиты и активизации подростков в их жизненном, социальном и профессиональном самоопределении. В объединении дополнительного образования ученик включен в различные сферы практических занятий и имеет возможность выбора предпочтительного вида и характера деятельности в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами. Основная профориентационная задача педагога дополнительного образования на данном этапе – ознакомление учащегося со всеми возможными направлениями данной деятельности.
Знание личностных особенностей подростка даёт возможность педагогу, руководителю творческого объединения выбрать и применить максимально эффективные методы, помогая воспитаннику найти свое место в коллективе и подняться до профессионального самоопределения.
На занятиях объединения «Азбука моды», предусмотрена ориентация учащихся на творческий процесс создания современного костюма. В объединение приходят ребята, имеющие интерес именно к данному виду деятельности.
Программа занятий в объединении составлена с учтом успешного усвоения учащимися знаний, полученных в школе на уроках технологии. Не дублирует образовательную область «Технология», а расширяет, дополняет её и профессионально ориентирует обучающихся. Программа предполагает многообразие, вариативность и свободу выбора детьми различных форм деятельности. Образовательный процесс строится на основе личностно - ориентированного характера обучения, дифференциации и индивидуализации, многоуровневого подхода. Трехступенчатая модель образовательного процесса включает следующие уровни:
1 уровень - начальный, уровень самоопределения.
2 уровень - уровень специализации, обеспечивающий глубокие и прочные знания.
3 уровень - профессионально-ориентированный уровень.
Воспитанники могут пройти все ступени от первой до третьей, а могут перейти на любую из них. Профессионально – ориентированный тип программы ставит главной целью - выявление и развитие творческого потенциала подростка, помощь в реализации своих возможностей, подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности, трудовое и эстетическое воспитание.
Профориентационные задачи программы объединения позволяют углубить представление учащихся о мире профессий, а так же помочь подростку выявить свои способности и направить его в нужное русло по выбору профессии. Одной из важнейших задач курса обучения является воспитание у учащихся интереса к швейным профессиям.
Шить своими руками - это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде, до воплощения идеи в реальные конкретные работы для дома. Для более полного и глубокого усвоения программы необходимо опираться на теоретические знания и практические умения и навыки, приобретённые на уроках технологии. Учащиеся знакомятся с профессиями портного, дизайнера, модельера- дизайнера, модельера-конструктора, модельера-технолога, художника-модельера и многими другими. Возможно одна из профессий увлечет их, и в дальнейшем станет делом их жизни. Чтобы обучиться шитью как, впрочем, и любому другому ремеслу или искусству надо овладеть, прежде всего, основами его техники. Именно с техникой шитья, с секретами портновского мастерства и знакомятся учащиеся на занятиях. Желая научиться шить, они, прежде всего в совершенстве осваивают ряд простейших операций. Только после этого ставят перед собой более серьезные задачи.
В программе объединения выделены отдельные предметы, которые могут интегрировать некоторые предметы в основной школе: Элементы материаловедения- учащиеся рассматривают процессы получения тканей, знакомятся с профессиями ткацкого производства. Элементы машиноведения- изучение современного швейного оборудования, знакомятся с профессиями швея-мотористка, наладчик швейного оборудования. Основы конструирования, моделирования- формирование общих и специальных знаний и освоение практических навыков построения чертежей конструкций различных видов женской одежды. Развитие творческой инициативы и эстетического вкуса, ознакомление с профессией инженера-конструктора швейных изделий. Применение различных видов рукоделий, непосредственно в разрабатываемой коллекции; знакомит с профессиями вышивальщицы, кожевника. Изучение основы ремесел Башкортостана, способствует развитию осознания того, что самобытная традиционная культура – наше достояние, достойное уважения, знакомит с традиционной культурой (профессия - историк моды). Занятия по пластике движений, дефиле (упражнения в умении двигаться на подиуме) рассчитаны на выработку красоты движений, возможную корректировку осанки и походки, раскрытие актерских способностей при демонстрации моделей одежды (профессии : манекенщица, модель). История костюма, дизайн одежды, создание эскизов – учащиеся узнают и углубляют знания о классификации одежды, знакомятся с понятиями цветовой гаммы, учатся прогнозировать моду, узнают о профессии художника модельера. Все направления обучения развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом, являясь составляющими комплексных занятий, которые гармонично сочетают в себе различные виды деятельности: двигательную разминку, конструирование, пошив изделия, придумывание костюма и рисование эскиза, рукоделие, работа на компьютере. Совместно с педагогом-психологом ведется работа по психологическому сопровождению образовательного процесса (анкетирование, диагностика, рекомендации, цикл бесед, индивидуальные консультации). Проводится работа по включению родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию детей. Таким образом, профориентационная работа позволяет достичь положительных результатов.
Результатом реализации программы является овладение конкретными видами деятельности, приобретенные знания подтверждённые итоговой аттестацией, а также выполнение дипломной работы и получение свидетельства о прохождении полного курса по пошиву женской и детской одежды.
Высшим результатом реализации программы является профессиональное самоопределение учащихся.
Список литературы
1. «Профориентация в русле ФГОС нового поколения» Качурина Е. Ю. Режим доступа: https://ppt4web.ru/pedagogika/proforientacija-v-rusle-fgos-novogo-pokolenija.html.
2. Ю. Левашёва. Основные направления и элементы профориентации. Режим доступа:
https://educationmanagers.ru/materialy/proforientaciya_i_professional_noe_obrazovanie/osnovnye_napravleniya_i_instrumenty_proforientacii/.
3. Заходская Т. Б. В мире швейных профессий. Режим доступа:
https://infourok.ru/v-mire-professiy-shveynogo-proizvodstva-978268.html
©Янбаева Н. В., 2018