Мария Спиридонова
Консультация для родителей «Профессиональная ориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на собрание, тема которого «Профориентация дошкольников» Хочу начать со стихотворения Джанни Родари, которое красочно рисует мир профессий для малышей :
«Чем пахнут ремесла»
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской —
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Публикация «Консультация для родителей „Профессиональная ориентация дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего — маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются.
Как семья влияет на отношение к работе
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Слово психологу…
Так как ведущая деятельность детей это игра, то и знакомить с профессиями можно не только рассказами, но и с помощью игр. И сейчас, уважаемые родители, я хочу с вами поиграть.
Деление на команды. (круг и квадратик 14 шт.)
в конце каждой игры, я буду давать вам по одному пазлу, в конце викторины у вас получится картинка с изображением профессии.
1. «Собери профессию»
Перед вами карточки с изображением предметов, которые относятся к определенной профессии. Ваша задача собрать эти карточки по 3 штуки и назвать профессию
2. «Устами младенца»
Мы попросили детей загадать вам загадки, а именно описать профессии, а вы родители теперь попробуйте отгадать
3. «Не пропусти профессию»
Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, листок, шахтер, диктор, экскурсовод, учитель, сено, мама, кондитер, река, очки, продавец, тетрадь, фантазия, парикмахер, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, чайник, программист
4. «Угадай профессию по движению»
5. «Кто это»
Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.)
Назовите самого известного во всём мире парикмахера (цирюльника).
(Фигаро.)
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной?
(Кучеру, а теперь шофёру.)
Кто на все руки мастер?
(Перчаточник.)
Кто погружается в работу с головой?
(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
Кто горит на работе?
(Пожарные.)
Кто от дыма питается?
(Трубочист.)
Кто работает со вкусом?
(Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)
Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.)
Кто играет на публику?
(Актёры.)
Кто живёт и работает припеваючи?
(Певцы.)
Человек, работающий с напряжением, – это. Кто?
(Электрик.)
Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?
(Пиротехник.)
Кто трубит на весь мир о своём музыкальном таланте?
(Музыканты-трубачи.)
Мастер «топорной работы» – это. Кто?
(Дровосек, лесоруб.)
«Профессор кислых щей» – это… Кто?
(Повар.)
Врач, который видит пациентов насквозь, – это. Кто?
(Рентгенолог.)
Кто познаётся в беде?
(Спасатели.)
Кто вас вгоняет в пот?
(Банщик, орудующий берёзовым веником.)
Кто может взять в тиски?
(Столяр.)
Кто стружку снимает?
(Столяр, плотник рубанком с доски. А вот с подчинённых стружку снимает начальник, когда их строго критикует.)
Кто собирает дом по кирпичику?
(Каменщик.)
Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.)
Без какого монтёра может наступить конец света?
(Электрик.)
Как называют профессионала, набивающего цену молотком?
(Аукционист – ведущий аукциона.)
Кто дарёному коню в зубы смотрит?
(Ветеринар, коновал.)
Какой специалист мягко стелет постель?
(Горничная в гостинице, ведь одна из её обязанностей – застилать постели постояльцев.)
Какие работники транспорта обладают «волчьим» нюхом?
(Контролёры, которые прекрасно охотятся на «зайцев» – безбилетников.)
Самый сладкий мастер – это. Кто?
(Кондитер.)
«Зверский» доктор – это… Кто?
(Ветеринар.)
Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.)
Овощ, для закидывания плохих актёров – это…
(Помидор.)
Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яг.)
Городской «ледокол» – это… Кто?
(Дворник зимой.)
Мастер «доводить до белого каления» – это… Кто?
(Кузнец. Температуру раскалё нного металла он раньше определял по его цвету: красное каление, желтое каление, белое каление. Отсюда и поговорка: "довести до белого каления", т. е. разозлить.)
Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает?
(Агроном.)
6. «Кто больше»
Назовите как можно больше красивых описательных слов для каждой профессии, например летчик какой – храбрый, смелый
учитель, водитель, грузчик, строитель, врач, танцовщица, воспитательница, полицейский, художник, продавец
Вот и подошло к концу наше собрание. Сегодня мы вам ярко рассказали и продемонстрировали то, как можно познакомить своего ребенка с профессиями. Просто рассказывать о них – это скучно, а с помощью представленных игр можно заинтересовать ребенка.