гульмира тожибоева
Профессиональная компетентность учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
СПЕЦИФИКА ШКОЛЫ «РИВОЖ» (РАЗВИТИЕ) В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
старший преподаватель
Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области
mirak5275@gmail.com
Аннотация
Публикация «Профессиональная компетентность учителя начальных классов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В данной статье раскрыты особенности подготовки будущего учителя начального образования (БУНО). В статье выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки БУНО, рассматривается специфика работы школы «Ривож» (Развитие) в развитии профессиональной компетентности БУНО. Научная новизна исследования заключается в разработке организационно-методической системы подготовки студентов в развитии профессиональной компетентности. В результате выделены и охарактеризованы четыре уровня подготовки студентов (стандартный, алгоритмический, эвристический, авторский, которые направлены на поэтапное развитие профессиональной комптентности.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, мотивация, диагностика, проектирование
Конкурентоспособность на рынке труда сегодня требует от каждого специалиста наличия профессиональной компетентности, ее последовательного развития. Что такое компетентность? Какие качества должны быть отражены в основе профессиональной компетентности? Какими компетентностными качествами должен обладать будущего учителя начального образования (БУНО?
В то время как английское понятие «competence» буквально означает «способность», в содержательном плане оно означает совокупность способностей, позволяющих демонстрировать теоретические знания на практике с высоким уровнем профессионализма, навыков и способностей.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя начального образования (БУНО) представляет собой поэтапный процесс. К профессионально важным качествам деятельности (БУНО) на основе «Я-концепции» относятся формирование и развитие функциональных и личностных компонентов (проектный, организаторский, конструктивный, аналитический). Мы рекомендуем будущему учителю начальных классов строить свою деятельность на основе трех этапов:
Шаг 1 - Адаптация. БУНО определяет объем своих обязанностей и компетенций, а также выявляет пробелы в своих навыках и способностях для разработки программы адаптации.
2 этап - Шлифовка. БУНО разрабатывает и реализует программу адаптации, шлифует свои профессиональные навыки, создаёт программу самосовершенствования.
3 этап - Диагностика. БУНО проверяет уровень своего профессионализма, определяет уровень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
В развитии профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов мы разработали программу целевого сотрудничества, организовали деятельность школы «Развитие» так, чтобы у учащихся было четкое представление о целях и задачах программы. В этой школе в качестве «болевых точек» педагогической деятельности будущих учителей начальных классов были выделены различные проблемы, такие как профилактика типичных ошибок в обучении, формирование устойчивых принципиальных позиций в проведении урока. Эта программа служит:
дифференциации и целевому планированию методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей будущего учителя начальных классов;
повышению профессионального уровня будущего учителя начальных классов с учетом его потребностей, трудностей и достижений;
развитию творческого потенциала будущего учителя начальных классов, стимулированию его участия в инновационной деятельности, мониторингу динамики развития профессиональной деятельности;
повышению практической продуктивности будущего учителя начальных классов и эффективности образовательного процесса в образовательном учреждении;
созданию условий для удовлетворения потребности в самообразовании будущих учителей начальных классов.
Наши усилия были направлены на активизацию и усиление мотивации будущих учителей начальных классов, освоение эффективных способов преодоления трудностей, возникающих в процессе работы.
В школе «Ривож» (Развитие) тщательно подобраны формы и методы обучения будущих учителей начальных классов : проблемно-педагогическая игра; рефлекторная педагогическая игра; работа в составе творческой группы; лекции, семинары, практические занятия; педагогические чтения; «педагогический ринг»; ярмарка педагогических идей; просмотр видео записанных уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ базовых школ; мастер-классы; педагогические мастерские.
Знакомство с новыми технологиями осуществлялось на лекциях и педагогических чтениях. Но этого было недостаточно для формирования практических навыков. Поэтому применялись комплексные методы работы : педагогические семинары, мастер-классы, работа в творческих группах, где БУНО знакомился с передовым педагогическим опытом, участвовал в профессиональных дискуссиях, готовил дидактические материалы, проводил открытые уроки и так далее. При высоком уровне мотивации будущий учитель начальных классов обсуждает свои профессиональные проблемы в группе и получает реальную помощь от сокурсников. В процессе развития профессиональной компетентности мы разработали следующие уровни и использовали их в экспериментальной работе:
1. Стандартный уровень – будущий учитель начальных классов реализует компетенции, определенные в «Концепции профессиональных компетенций», разработанной нами на основе приведенных образцов, исходя из стандарта высшего образования.
2. Алгоритмический уровень – самостоятельно выполняет алгоритм компетенций, определенный в «Концепции профессиональных компетенций».
3. Эвристический уровень – способность самостоятельно разрабатывать новые алгоритмы на основе изменений компетенций, определенных в «Концепции профессиональных компетенций», самостоятельно искать новую информацию для решения учебной задачи.
4. Авторский уровень - обогащение индивидуально разработанными решениями в процессе выполнения заданий.
В своей работе мы выполнили следующие задачи:
работали над учебно-методическим модулем по компетентностному образованию;
познакомили будущего учителя начальных классов с новыми педагогическими технологиями;
разработали программу внедрения компетенций в образовательный процесс по направлению;
использовали школу “Ривож”(Развитие) как оптимальную форму работы;
включили в план работы БУНО информацию о новых и параллельных программах и учебниках.
Новые нетрадиционные или модернизированные формы работы более эффективны, чем традиционные формы работы (беседы, консультации, посещение и обсуждение) : психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические рабочие игры, дебаты, конкурсы, круглые столы, «мозговой штурм», урок-разработка и презентация моделей, презентация себя как классного руководителя, защита творческой работы, передача педагогического опыта «от ученика к ученику». Именно они ускоряют процесс доступа БУНО к образовательной деятельности, педагогической среде. Он чувствует себя более уверенно, укрепляется его уверенность в выборе профессии, в результате чего развивается профессиональная компетентность.
Литература:
1. ГР. Таджибоева. Психолого-педагогическая компетентность учителей начальных классов. Наука и мир, международный научный журнал, №1 (77, 2020, том 2, 32-34стр.
2. Г. Р. Тожибоева, Д. Т. Пулатова. Педагогическая компетентность : теория и практика. Академические исследования в области педагогических наук Том 1 | Выпуск 3 | 2020 Issn : 2181-1385 Импакт-фактор научного журнала (Sjif) 2020: 4.804, 209-215 .
3. Г. Р. Тожибоева, Алтаева К., Роль педагогической компетентности в становлении профессионализма учителей начальных классов