Тельминова
Профессиограмма воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 3
1. Общая характеристика профессии…4
2. Должностные обязанности воспитателя…. 5
3. Характеристика обобщенных трудовых функций….6
1. требования к образованию и обучению…. 6
2. профессиональные компетенции воспитателя…. 6
3. особые условия допуска к работе…8
Заключение….9
Список литературы….10
Введение
Педагогика - это наука о воспитании, обучении, образовании человека на всех возрастных этапах его развития.
Публикация «Профессиограмма воспитателя» размещена в разделах
История педагогики изучает закономерности становления и развития воспитания, обучения, школы, систем образования, педагогики. Она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.
Однако при любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее основные функции остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.
Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическая образованность позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической науке и воспитательно-образовательной практике. Историко-педагогические знания помогают и будущему учителю, и учителю-практику в осмыслении профессионально-педагогической деятельности как таковой и своих взглядов на нее. Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.
В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах.
1. Общая характеристика профессии
В формировании личности ребенка дошкольного возраста огромная роль отводится педагогу дошкольного учреждения – воспитателю. Детский сад является первым звеном в системе образования. Здесь впервые становится возможным регулярное обучение и воспитание ребенка по программе, закладываются основы формирования его личности, возникает общественное мнение, первый детский коллектив. Осознание важной роли воспитателя подрастающего поколения вызывает пристальный интерес к его деятельности, педагогическим способностям, мастерству.
Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья воспитанников путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т. п.). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей.
Какой должен быть воспитатель, как он должен готовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни? Каким он должен быть, чтобы в его действиях гармонично сочетались человеческие и профессиональные качества, педагогическое мастерство и чуткое отношение к детям?
2. Должностные обязанности воспитателя
Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием.
Воспитатель детей дошкольного возраста: содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников; создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника; способствует развитию общения; способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; соблюдает права и свободы воспитанников; несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса; проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм; разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников; работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников; участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы; участвует работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; участвует в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим); вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
3. Характеристика обобщенных трудовых функции
3.1. Требования к образованию и обучению
Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре.
3.2. Профессиональные компетенции воспитателя
Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:
знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;
знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Иметь практический опыт:
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;
участия в создании предметно-развивающей среды;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности.
Очень важны личностные качества воспитателя. Из необходимых качеств личности воспитателя нужно выделить : добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Так же педагог должен обладать такими качествами, необходимыми для работы как любовь и уважение к детям, умение понять их запросы и интересы, требовательность и справедливость, доброжелательность и терпение. Хорошо, если воспитатель умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актерские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.
3.3. Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Медицинские противопоказания: заразные заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.
Заключение
Профессиональный стандарт разработан на основе:
Конвенции ООН о правах ребенка, Законе «Об образовании», Конституции РФ, Законодательства РФ.
Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие педагога, а лишь давать ориентиры объективных современных требований профессии. В соответствии с профессиограммой, воспитатель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности детей, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Образования Российской Федерации.
Список литературы
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование";
профессиограммы педагога, разработанные под руководством
В. А. Сластенина (1980-90-е годы);
Люблинская А. А., Кулачковская С. Е. Современный воспитатель.
Какой он? – Киев, Знание, 1981;
Смыш В. П. Моя профессия – воспитатель детского сада. – Москва,
Просвещение, 1989;
Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – Москва,
Просвещение, 1979;
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. – Москва, Просвещение,
1973;
Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – Москва,
Просвещение, 1989;
А. И. Пискунов «Функциональный подход к описанию педагогической деятельности».