Ольга Десяк
Проект «Вода-удивительное вещество!»
▼ Скачать + Заказать документы
Т. В. Кривоногова, О. М. Десяк, воспитатели МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 46" г. Перми
Проектирование в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов стало остро ощущаться необходимость пересмотра системы дошкольного образования. Одним из выходов плавного перехода к стандартам является психолого-педагогическое проектирование.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Педагогическое проектирование - самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения.
На сегодня стандарты дошкольного образования определяют ряд условий к реализации дошкольной образовательной программы, одни из которых условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Проектная деятельность отличается мозаичной природой, складываясь из действий, являющихся фрагментами других видов деятельности, а так же позволяет использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы. Благодаря этому развивающий потенциал участия в проектной деятельности возрастает из-за возможности и необходимости освоения дополнительных видов и форм активности на каждом из этапов реализации проекта. Речь идет о диагностических, прогностических, оценочных действиях; о разнообразных формах и видах мыслительных и практических процедур, связанных с планированием, сопровождением, поддержкой, управлением, коммуникацией, экспертизой.
Условиями успешной реализации психолого-педагогического проекта является соблюдение этапов проектирования.
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
2. Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.
Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
Предпроектный этап. Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие характерные процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.
Этап реализации проекта. Если предпроектный этап был осуществлен во всей полноте необходимых процедур, каждый из участников может приступать к реализации намеченных действий и последовательному решению поставленных задач вполне осознанно.
Рефлексивный и послепроектный этапы. Работа на завершающей стадии проекта включает в себя две основные процедуры, разные в технологическом, но в данном случае, сближающиеся в функциональном отношении. Это экспертиза и рефлексия.
Таким образом, педагогическое проектирование является эффективным методом в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Краткосрочный образовательный проект с детьми старшего дошкольного возраста
"Вода - удивительное вещество"
срок реализации - 2 недели
Цель: формирование у детей представлений о значении воды и ее свойствах.
Задачи:
1. Дать элементарные представления о значении воды для жизни, об источниках пресной и соленой воды;
2. Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов;
3. Познакомить с различными свойствами воды;
4. Способствовать развитию умений работать в подгруппе, умения договариваться, самостоятельно распределять обязанности.
Гипотеза: Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарных представлений о воде, ее свойствах и значении, недостаточно использование ее в повседневной жизнедеятельности, мы предполагаем, что комплексное изучение воды во всех образовательных областях, позволит детям получить не только знания о воде, но и помочь сформировать навыки взаимодействия со сверстниками в опытно-экспериментальной деятельности.
Результат
В процессе реализации проекта у детей расширились знания и представления о воде, ее свойствах, значимости для всего живого. Большинство детей были активны в познавательной, опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности. Семь детей выступили с подготовленными совместно с родителями сообщениями на разные темы, связанные с водой. Развивающая предметно-пространственная среда пополнилась детской энциклопедической литературой, детскими презентациями, настольно-печатными играми, фигурками обитателей моря для настольного макета. Продуктом стал альбом с рисунками и рассказами детей, альбом "В мире воды", созданный детьми, родителями и воспитателем, выставки рисунков, схемы, алгоритмы проведенных опытов.
Литература:
• Волчкова В. Н., Степанова Н. В. "Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие", ТЦ "Учитель", Воронеж 2004 год.
• "Детская энциклопедия", Росмэн, 2000.
• Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005.
• "Мои первые научные опыты", Словакия, 2003
• Рыжова Н. "Вода-волшебница"
• Скорлупова О. "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Вода""
• Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. "Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста", Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 г.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., 2014.