Надежда Пантюхина
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
Старший воспитатель МАДОУ д/с № 16
Пантюхина Надежда Викторовна
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель:
- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;
- совершенствовать педагогическое мастерство;
- повышать методический уровень;
- способствовать творческому уровню.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».
Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Игра «Веселый счет»
Я называю цифру, а вы должны по желанию встать со стульев в количестве названной цифры. Ориентируясь по взглядам, жестам своих коллег сгруппироваться.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему
. Для начала определим содержание основных понятий, терминов
Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью жеребьевки.
Каждая команда получает карточку с названием команды «ИСКОРКА» и «ОЗАРЕНИЕ» и должна выполнить следующее задание: на каждую букву в течение 2 минут участники команды должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектно-исследовательской деятельности.
И - исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес
С – ситуация, самореализация, самостоятельность, саморазвитие
К – креативность, конструктивность
О – опыт, общение, одаренность, открытость
Р - реализация, результативность
К - коллекционирование, контактность, компьютер
А - актуальность, активность
О – опыт, оригинальность, оформление
З – заявка, заключительный этап
А – алгоритм
Р - рациональный, риск, разработка
Е – единомышленники
Н – наблюдение, новаторство
И – исследование, изобретательность, инициативность, инновация, исследовательское поведение
Е - единство, естественный
Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?
Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.
Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.
Федеральный закон от 29.12.2009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155., ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Реализация технологии проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий
Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить как «Шесть П»
Шесть «П» проекта
Проблема (выбор темы)
Проектирование или планирование проекта
Поиск информации
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .
Презентация ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П» - портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».
Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.
Способы разработки проектов :
• Системная паутинка по проекту
• «Модель трёх вопросов»
• Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
• Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
(способы проецируются на экране)
Таблица «Системная паутинка разработки проекта»
Познавательное развитие
ведущая деятельность :
формы:
Речевое развитие
ведущая деятельность :
формы:
Художественно-эстетическое развитие
ведущая деятельность :
формы:
Физичекое развитие
ведущая деятельность :
формы:
Социально-коммуникативное развитие
ведущая деятельность :
формы:
Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы:
Формы взаимодействия с семьей
и соц. партнерами
формы:
- Рассмотрим «Модель трёх вопросов»
ЧТО ЗНАЮ?
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
КАК УЗНАТЬ?
Содержание, то что дети уже знают
План (тема проекта)
Источники новых знаний, т. Е. средства
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Оформление паспорта проекта
Проблема
Цель
Название проекта
Тип проекта
Деятельность педагогов
Деятельность
детей
Деятельность родителей
Результат
Форма презентации
Ожидаемые результаты
Можно придумать символы - сбора информации в картинках.
Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
• Мы озабочены… (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем… (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности)
• Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей – результатов)
• Мы предполагаем… (представляются идеи, гипотезы)
• Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно)
• Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)
• Мы обращаемся за поддержкой… (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Метод активации правого полушария
Ментальные карты
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
Уважаемые коллеги я предлагаю сделать мыслительную паузу, для этого я вам предлагаю выражения «перевертыши» из которых нужно составить пословицу
например
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Далее я предлагаю вам психологическую разгрузку
Игра Яблоко
Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.
Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.
Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.