Наталья Канищева
Проектно-исследовательская деятельность «Как рисуют мальчики, как рисуют девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: воспитатель
МБДОУ д/с № 42
Канищева Н. А.
Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек, прежде всего, интересуют конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира. Рассматривая и анализируя детские рисунки, можно отметить особенности произведений мальчиков и девочек. Распределив эти особенности по определённым творческим показателям, можно заметить, что у девочек и мальчиков есть проблемы в создании графического или живописного рисунка. Исходя из этих наблюдений, можно отработать методы и приёмы совершенствования технических навыков и умений у мальчиков и девочек отдельно.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность „Как рисуют мальчики, как рисуют девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тематика (идеи и фантазии)
Девочки. Более уверенно выбирают тему и сюжет; чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей.
Мальчики. Колеблются, сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты (подводный мир, город будущего, замки, дворцы, любят изображать технику, архитектурные сооружения, космические объекты.
Детализация рисунка, прорисовка, техника
Девочки. Большое значение придают украшательству, прорисовке деталей.
Мальчики. Чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие, прямые, толстые.
Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы
Девочки. Используют всю предложенную цветовую гамму, пытаются получить новые цвета, предпочитают яркие, сочные оттенки, как правило, заполняют цветом весь лист.
Мальчики. Ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмную цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, цветовыми пятнами.
Композиция
Девочки. Чаще создают многопредметные, многообъектные работы, соблюдают пропорции.
Мальчики. Предпочитают малопредметные и малообъектные композиции, не совсем точно ориентируются на листе бумаги
Продуктивность
(темп, умение самостоятельно закончить работу)
Девочки. Быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.
Мальчики. Часто незаконченную работу считают уже завершённой, медленны, неуверенны в работе.
Решение проблем, возникающих у мальчиков
Ограничиваются несколькими цветами, выбирают тёмные оттенки? Выделяем мазками или штрихами (в зависимости от художественного материала) цветовую гамму будущего рисунка.
Испытывают затруднения в изображении объекта в движении? Предлагаем из геометрических фигур выложить фигуру человека в задуманном движении.
Нажимают на всю плоскость кисти? Советуем использовать тонкую кисть, даже при заполнении цветом крупных деталей, работать по «Художественным прописям».
Непоследовательно выполняют живописную композицию? Обращаем внимание на схему, предлагающую последовательность выполнения рисунка.
Решение проблем, возникающих у девочек
Широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет? Предлагаем отразить задуманный сюжет на листе, обозначив объекты и предметы с помощью геометрических фигур.
Излишняя детализация, «мельчение»? Проводим индивидуальную словесную работу.
Советы :
Как построить работу?
На занятиях предлагать детям занимать места у мольбертов или за столами так: мальчик – девочка. Это побуждает мальчиков, глядя на то, как работают девочки, использовать различные приёмы в работе, расширять цветовую палитру и делать рисунки более многопредметными.
Хорошо ли, что ребёнок смотрит на работы других детей? Этого не надо бояться: повторить их он всё равно не сможет, ибо нажим, линия, мазок, размеры и пропорции предметов, чувство цвета и гармонии у всех разные. Каждый ребёнок – уникальный творец!
Большое внимание следует уделять индивидуальной словесной помощи детям. С мальчиками оговаривать композицию рисунка, обсуждать цветовую палитру, на заключительном этапе предлагать рассмотреть деталировку предметов, объектов. С девочками – обсуждать сюжет, количество объектов, характер деталировки.
Можно проводить анализ работ, опираясь на принцип «Каждый имеет право на ошибку!». В любом рисунке каждого ребёнка есть что-то необычное, интересное, и это надо обязательно выделить и подчеркнуть. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, - ребёнок должен осознать эту мудрость, потому что страх ошибки или неудачи – одно из главных препятствий в творческой работе. И действительно, право на ошибку есть и у взрослого, и у ребёнка. Признав его, мы избежим главной ошибки – нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого ребёнка – и научимся относиться к его внутреннему миру бережно и с уважением.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять их такими, какими их создала природа, разными и по-разному прекрасными! Удастся ли раскрыть и развить эти задатки, не навредить, не сломать – зависит только от нас с вами. Мы действительно разные, но наша задача – найти путь друг к другу, путь понимания другого человека, не похожего на нас.