Ирина Александровна Меркулова
Проектная технология в дошкольном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектной технологии в дошкольном образовании.
Воспитатель Меркулова Ирина Александровна, ГБОУ СОШ №16 СПДС №22 «Жемчужинка» г. о. Жигулёвск
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Публикация «Проектная технология в дошкольном воспитании» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Проектная деятельность, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Презентация проекта «Наша интернациональная группа»
Жизнь в условиях многонационального региона, какой является Самарская область, требует особых социальных навыков. Нашу область населяют люди многих национальностей, вероисповеданий, в одной группе детского сада могут быть русские, татарские, чувашские, а так же армянские и азербайджанские детишки. Между дошкольниками складываются разные отношения. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Все эти отношения несут массу разнообразных эмоций.
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми разных национальностей в группе, своевременное определение проблемных форм отношения ребенка к сверстникам и помощь в их преодолении - важнейшая задача взрослых.
Свойство личности, в котором отражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе определяется как толерантность. Помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга детям жить в мире, рядом друг с другом, с детского возраста проявлять интерес друг к другу, желание быть понятым – это основа толерантности.
В нашем детском саду мы способствуем толерантному воспитанию детей, ведь каждый ребенок, невзирая на национальность, должен чувствовать себя личностью.
Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности. Воспитывать у детей этику межнационального общения необходимо уже в дошкольном возрасте.
Каждый человек, как взрослый, так и ребенок, должен соблюдать основные принципы этики межнационального общения, которые отражены в следующем слайде.
1. Принцип "этнической индифферентности", то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
2. Такт в общении с людьми другой национальности.
3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным.
4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в "желтой" прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.
5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.
6. Один из важнейших аспектов этики межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения.
В связи с актуальностью данного направления на современном этапе мы наметили дальнейшую работу в виде познавательно-творческого проекта на тему : «Наша интернациональная группа».
Для воспитания толерантного поведения мы в ходе нашего проекта использовали следующие средства: с ними вы можете ознакомиться на слайде.
- всестороннее воспитание и развитие ребенка во всех видах деятельности в атмосфере добра и взаимопонимания
- гармонизация отношений (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, детский сад - семья, с целью постижения детьми науки жить среди людей
- культивирование ценности другой точки зрения
- концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, искусством и фольклором стран мира
- использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия
- примеры братства народов, подвигов во имя людей
- организация детских праздников
Работа над проектом включала деятельность педагога, детей и их родителей. Она распределялась следующим образом по этапам проекта :
Подготовительный
Организационный
Презентационный
Подготовительный этап реализации проекта состоял постановки цели и задач проекта, формулировки проблемы, а так же он включал в себя сбор необходимой информации, методических материалов, проведение консультаций для родителей.
Цель данного проекта заключалась в воспитании толерантного отношения между детьми разных национальностей в группе.
Задачи проекта :
-Познакомить детей с особенностями культур разных национальностей детей, посещающих нашу группу, познакомить с их обычаями, традициями, фольклором.
-Способствовать развитию здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота; воспитывать у детей чувство толерантности, уважать культуру и традиции своего и других народов.
-Развивать чувство сплоченности между детьми и родителями разных национальностей в группе, взаимопонимание и уважение друг к другу.
-Подготовить и провести отчетный концерт на презентационном этапе проекта.
В ходе организационного этапа - практической деятельности по проекту - мы задействовали большой спектр мероприятий, используя такие виды деятельности, как:
- ознакомление с историей и традициями разных национальностей
- общение, ситуативные беседы
- знакомство с художественной литературой: сказки, пословицы и поговорки разных народов
- изготовление национальных кукол, костюмов, создание альбомов с подбором иллюстраций, мини-музея «Матрешки разных национальностей»
- проведение подвижных игр, с использованием национальных атрибутов.
- знакомство с произведениями искусства: картинами, иллюстрациями, предметами народного промысла.
- совместное приготовление различных национальных блюд и их дегустация, что особо привлекло наших ребятишек и их родителей. Все с радостью угощали друг друга и делились рецептами своих национальных блюд.
На презентационном этапе реализации проекта был проведен Отчетный концерт «Наша интернациональная группа».
В ходе организации и проведения каждого из этапов проекта все участники проявили большой интерес и с удовольствием принимали активное участие в творческой деятельности, что способствовало развитию дружеских взаимоотношений между детьми разных национальностей в группе, сплочению как детского, так и родительского коллектива.