Аптриева Ольга
Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетами и проблемами, разным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается растущий интерес к изучению эмоционального интеллекта. Понятие" эмоциональный интеллект " не ново в педагогике. Многие ученые писали об этом, но использовали другие термины.
Темочки:
Сегодня этой проблемой занимаются специалисты со всего мира. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гулман, С. Гринспен, Г. Ормет, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект" необходимо теоретическое уточнение. Эмоциональный интеллект-это способность человека контролировать себя и других. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль над импульсивностью, уверенность в себе, личную мотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно строить отношения с окружающими. Именно так мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитое QE, даже у самых ярких людей, может нивелировать карьерные перспективы, разрушать отношения и приводить к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружающей среде, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку понять, насколько его собственное поведение и последствия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредуется развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие самосознания, мыслительных способностей и умения вставать с позиции партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с дошкольниками, я заметила, что иногда детям трудно управлять своим эмоциональным состоянием, что некоторые действительно не умеют веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам трудно определить, грустен человек или счастлив. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций-довольно сложный процесс, требующий от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций-это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию. Но эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном счете определяют всю жизнь человека.
Оказывается, совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущих успехов в жизни. Гораздо важнее для ребенка овладеть способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• способность контролировать свои чувства;
• способность сознательно влиять на свои эмоции;
• способность идентифицировать свои чувства и принимать их такими, какие они есть (распознавать их);
• умение использовать свои эмоции на благо себе и другим;
• способность эффективно общаться с другими;
• умение распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации личности, формированию отношений в сообществах взрослых и детей.
К счастью, в отличие от Iq (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и умножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются подражанием родителям и образам, среди которых мы выросли. Как и в случае с изучением языка, новые эмоциональные знания могут быть приобретены во взрослом возрасте, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство-идеальный период для ассимиляции, и поэтому родители несут ответственность за выравнивание своих детей.
Проанализировав вышеизложенное, было обосновано необходимость разработки системы педагогических мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Вид проекта. Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный
Цель проекта.
Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи проекта.
Для детей 5-6 лет:
1. Уметь поддерживать дружеские отношения между сверстниками;
2. Проявляйте такие качества, как эмпатия, отзывчивость в различных видах деятельности;
3. Уметь заботиться о других в различных ситуациях, и быть благодарным за помощь и знаки внимания;
4. Овладение способностью оценивать свои собственные действия и действия сверстников;
5. Научиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
Для воспитателей:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
2. Повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей) :
1. Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
2. Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Участники проекта. Дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
1. Изучение информации по теме проекта.
2. Определение цели и задачи проекта.
3. Разработка конспектов занимательной деятельности.
4. Разработка сценариев.
5. Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.
II этап – организационно-практический.
1. Организация различных видов детской деятельности по теме проекта.
2. Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту.
III этап – итоговый. Итоговое досуговое мероприятие
Ожидаемые результаты.
Для детей:
• умеют поддерживать дружеские отношения между сверстниками;
• проявляют такие качества, как сочуствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
• они умеют проявлять в различных ситуациях заботу о других, с благодарностью относятся к помощи и знакам внимания;
• овладели умением оценивать свои действия и поступки сверстников;
• научились распознавать собственные эмоции и эмоции других.
Для педагогов:
• в коллективе была создана дружеская атмосфера;
• повысился уровень компетентности педагогов в развитии эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей) :
• повышение родительской компетентности в развитии эмоционального интеллекта дошкольников;
• созданы условия для обмена информацией между родителями и воспитателями.
Ресурсы. Воспитатель, интернет, книги, журналы, карточки, компьютер, принтер.
Описание содержания проекта.
Для детей.
1. Утренний ритуал «Круг друзей»;
2. Пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»;
3. Слушание музыкальных произведений «Зима», «песня жаворонка», «Марш Щелкунчика» - П. И. Чайковский, «Менуэт» - И. С. Бах, «Жаворонок», «Детская полька» - М. И. Глинка, «Тревожная минутка» - С. Майкапра, «Весна» - Вивальди;
4. Тематические выставки творческих работ и рисунков «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Мой папа - герой», «Мама – солнышко мое»;
5. Квест-игра «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»;
6. Занятие «Путешествие в страну эмоции»;
7. Итоговое мероприятие создание альбома «Коллекция впечатлений».
Для педагогов:
1. Создание картотеки игр по формированию эмоционального интеллекта;
2. Создание библиотеки художественных произведений по развитию чувства эмпатии;
3. Совместная работа по формированию фонотеки;
4. Консультация «Что мешает успеху?»;
5. Консультация «Использование эмоции для повышения мышления и деятельности»
Для родителей
1. Консультация «Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек»;
2. Консультация «Секреты эмоционального благополучия ребенка»;
3. Консультация «Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка-дошкольника»;
4. Консультация «Воспитываем добротой»;
5. Совместный праздник «Моя любимая мамочка»;
6. Семейный праздник «Масленица»;
7. Экологическая акция «С новосельем, пернатые!»
Список литературы.
1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT : ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя : психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
6. Электронные ресурсы:
https://festival.1september.ru/articles/607697/;
https://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html
https://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3