Хусаинова Шафига Биктимировна
Проектная работа «Воспитание как способ приобщения к национальной культуре»
▼ Скачать +Заказ
Воспитание как способ приобщения к национальной культуре
Актуальность заключается в том, что большинство детей весьма
поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жил башкирский народ?
Как работали башкиры? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели
песни? Какие танцы танцевали? Поэтому именно воспитатели и педагоги должны
помочь детям ответить на все эти вопросы.
Что же такое национальная культура? Обычно мы ее понимаем, как
культуру определенного народа, основанную на литературе, обрядах, фольклоре,
Публикация «Проектная работа „Воспитание как способ приобщения к национальной культуре“» размещена в разделах
традициях, декоративно прикладного искусства, танцах, присущих только этому
народу, нации. Национальная культура - это отражение души нации, его
национального характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной
культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень
актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного
достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без
обращения к историческим корням и национальным истокам народа.
Особенно в наше современное время, в век научных технологий, очень
трудно сохранять интерес у детей к историческому прошлому. Поэтому работа в
этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки,
которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям
особые ощущения и эмоциональные переживания.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека…» [3], именно поэтому наши интересы обратились к нравственным
ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с
произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом
башкирского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному,
патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить
все культурные ценности.
Вид проекта : творческий и информационно-исследовательский. Цель проекта : создание условия для воспитания дошкольников через
приобщение к национальной культуре.
Задачи проекта, в свою очередь, можно сформулировать следующим
образом:
1) познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями
народа (жилище, народный костюм, национальная кухня);
2) воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе;
3) развивать у детей эмоциональное, активное отношение,
действительный интерес к народной культуре башкир;
4) вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
Участники проекта : дошкольники, воспитатель, родители и педагоги.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап реализации проекта (1 неделя) - был проведен сбор
информации по теме, составление тематического планирования мероприятий, а
также обогащение развивающей среды в группе.
Основной этап реализации проекта (2 недели) – была осуществлена
деятельность в соответствии с тематическим планированием, повышение
обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в
учреждении, привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада,
проектной деятельности, осуществление контроля над реализацией проекта.
Заключительный этап реализации проекта (1 неделя) - презентация работы
по проекту.
Ожидаемы результаты проекта :
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к
родному краю.
Сформировано чувство национального достоинства.
Расширен кругозор детей через национальные костюмы, традиции,
песни, танцы и т. д.
Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации
работы по приобщению к башкирской национальной культуре. Ресурсы проекта :
кадровые (воспитатель, дошкольники, родители, педагоги);
методические (картотека национальных игр, конспекты)
технологические (ноутбук, принтер, фотоаппарат, помещение,
интернет, колонки, национальные костюмы и блюда)
Содержание проекта : Проект по ознакомлению детей с башкирским
народом я начала с создания развивающей среды. В книжном уголке имеется
подборка детской литературы и научно популярной по национальнорегиональному компоненту : русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации,
видео - записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского
народа.
В учебной зоне представлены иллюстрации костюмов башкир, русских,
плоскостные и объёмные макеты жилища, сделанные руками детей и взрослых.
Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа.
Методическая разработка : картотека национальных интерактивных игр.
(Приложение 1) Конспект по теме. (Приложение 2)
Название этапа Цели и задачи
I этап
Подготовительный (1 неделя)
Цель: подготовка условий создания программы
воспитания национальной культуры.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить проект по воспитанию
национальной культуры.
3. Проанализировать материально-технические,
педагогические условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным
направлениям проекта.
II этап
Основной (2 неделя)
Цель: реализация проекта по патриотическому
воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее
эффективные формы и методы воспитательного
воздействия.
2. Провести мероприятие «Баш орт хал ыны милли
аштары»
3. Разработать интерактивные игры по национальнойкультуре воспитания.
4. Вовлекать в систему патриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной
деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации
программы.
III этап
Заключительный (4 неделя)
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации
проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
Фотоматериалы о реализации проекта :
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Муллагулов, Мирза Гизитдинович. Архаичные способы хозяйства у башкир
: традиции и новации / М. Г. Муллагулов. — Уфа : Китап, 2019
2. Башкирская народная одежда в фотографиях и реконструкциях: Католог
изделий "Тамга" 2020-2022 гг. и материалы фотоархивов / отв. ред.
Е. Е. Нечволода. - Уфа, 2022. - 320 с.
3. К. Д. Ушинский, Моя система воспитания. О нравственности (сборник) –
Москва: АСТ издательство стандартов, 2018. – 8 с.