Хусаинова Шафига Биктимировна
Проектная работа «Воспитание как способ приобщения к национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание как способ приобщения к национальной культуре
Актуальность заключается в том, что большинство детей весьма
поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жил башкирский народ?
Как работали башкиры? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели
песни? Какие танцы танцевали? Поэтому именно воспитатели и педагоги должны
помочь детям ответить на все эти вопросы.
Что же такое национальная культура? Обычно мы ее понимаем, как
культуру определенного народа, основанную на литературе, обрядах, фольклоре,
Темочки:
традициях, декоративно прикладного искусства, танцах, присущих только этому
народу, нации. Национальная культура - это отражение души нации, его
национального характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной
культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень
актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного
достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без
обращения к историческим корням и национальным истокам народа.
Особенно в наше современное время, в век научных технологий, очень
трудно сохранять интерес у детей к историческому прошлому. Поэтому работа в
этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки,
которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям
особые ощущения и эмоциональные переживания.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека…» [3], именно поэтому наши интересы обратились к нравственным
ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с
произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом
башкирского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному,
патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить
все культурные ценности.
Вид проекта : творческий и информационно-исследовательский. Цель проекта : создание условия для воспитания дошкольников через
приобщение к национальной культуре.
Задачи проекта, в свою очередь, можно сформулировать следующим
образом:
1) познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями
народа (жилище, народный костюм, национальная кухня);
2) воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе;
3) развивать у детей эмоциональное, активное отношение,
действительный интерес к народной культуре башкир;
4) вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
Участники проекта : дошкольники, воспитатель, родители и педагоги.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап реализации проекта (1 неделя) - был проведен сбор
информации по теме, составление тематического планирования мероприятий, а
также обогащение развивающей среды в группе.
Основной этап реализации проекта (2 недели) – была осуществлена
деятельность в соответствии с тематическим планированием, повышение
обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в
учреждении, привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада,
проектной деятельности, осуществление контроля над реализацией проекта.
Заключительный этап реализации проекта (1 неделя) - презентация работы
по проекту.
Ожидаемы результаты проекта :
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к
родному краю.
Сформировано чувство национального достоинства.
Расширен кругозор детей через национальные костюмы, традиции,
песни, танцы и т. д.
Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации
работы по приобщению к башкирской национальной культуре. Ресурсы проекта :
кадровые (воспитатель, дошкольники, родители, педагоги);
методические (картотека национальных игр, конспекты)
технологические (ноутбук, принтер, фотоаппарат, помещение,
интернет, колонки, национальные костюмы и блюда)
Содержание проекта : Проект по ознакомлению детей с башкирским
народом я начала с создания развивающей среды. В книжном уголке имеется
подборка детской литературы и научно популярной по национальнорегиональному компоненту : русские, башкирские сказки, легенды, иллюстрации,
видео - записи, фотографии национальных праздников и быта башкирского
народа.
В учебной зоне представлены иллюстрации костюмов башкир, русских,
плоскостные и объёмные макеты жилища, сделанные руками детей и взрослых.
Имеются куклы в национальных костюмах русского и башкирского народа.
Методическая разработка : картотека национальных интерактивных игр.
(Приложение 1) Конспект по теме. (Приложение 2)
Название этапа Цели и задачи
I этап
Подготовительный (1 неделя)
Цель: подготовка условий создания программы
воспитания национальной культуры.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить проект по воспитанию
национальной культуры.
3. Проанализировать материально-технические,
педагогические условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным
направлениям проекта.
II этап
Основной (2 неделя)
Цель: реализация проекта по патриотическому
воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее
эффективные формы и методы воспитательного
воздействия.
2. Провести мероприятие «Баш орт хал ыны милли
аштары»
3. Разработать интерактивные игры по национальнойкультуре воспитания.
4. Вовлекать в систему патриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной
деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации
программы.
III этап
Заключительный (4 неделя)
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации
проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
Фотоматериалы о реализации проекта :
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Муллагулов, Мирза Гизитдинович. Архаичные способы хозяйства у башкир
: традиции и новации / М. Г. Муллагулов. — Уфа : Китап, 2019
2. Башкирская народная одежда в фотографиях и реконструкциях: Католог
изделий "Тамга" 2020-2022 гг. и материалы фотоархивов / отв. ред.
Е. Е. Нечволода. - Уфа, 2022. - 320 с.
3. К. Д. Ушинский, Моя система воспитания. О нравственности (сборник) –
Москва: АСТ издательство стандартов, 2018. – 8 с.