Эльнара Алибекова
Проектная работа «Собака — друг человека». 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
«Собака – друг человека»
1 часть
Москва, 2013
Введение
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм музыкальное место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Публикация «Проектная работа „Собака — друг человека“, 1 часть» размещена в разделах
Москва — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей природы и картинную галерею.
Актуальность.
Тема нашего проекта выбрана неслучайно, так как актуальной проблемой современных городов стало скопление брошенных собак, которые стаями разгуливают по городу в поисках пропитания. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».
Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в изучении различных источников информации о животных (в данном случае о собаках).
Цель проекта : создание системы работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через организацию мини-музея.
Задачи.
С педагогами:
1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2) разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;
3) стимулировать самообразование педагогов, повышение категорийности.
С детьми:
1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
2) способствовать формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения:
3) создать условия для воспитания заботливого отношения к животному миру.
С родителями:
1) заинтересовать родителей в создании мини-музея,
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Проблема. Отсутствие системы работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через мини-музеи.
Описание проекта.
Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекции игрушек-собачек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок собак из различных материалов (яичная скорлупа, слоеное тесто, масса для лепки, гипс, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о собаках, дидактические игры с фотографиями собак «Четвертый лишний», «Пазлы», «Найди щенка».
Этапы
1. Подготовительный этап
- Создание мини - музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.
№ Содержание Сроки
1 Анализ ситуации в ДОУ Сентябрь
2 Изучение литературы по музейной педагогике Сентябрь - октябрь
3 Консультации по созданию мини – музея в ДОУ октябрь
4 Анализ реализации подготовительного этапа проекта октябрь
- Организация работы с детьми
№ Содержание Сроки
1 Диагностика знаний детей о животных (о собаках) сентябрь
2 Беседы с детьми о породистых собаках Сентябрь - октябрь
3 Сбор материала для мини – музея в ДОУ Сентябрь - октябрь
4 Творческие работы детей Сентябрь - октябрь
- Взаимодействие с родителями
№ Содержание Сроки
1 Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике октябрь
2 Вовлечение родителей в создание мини – музея в ДОУ Сентябрь - октябрь
3 Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения различной познавательной литературы о собаках Октябрь - ноябрь
4 Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ Октябрь - ноябрь
2. Реализация проекта
- Изготовление методических материалов
1) Методическая работа с кадрами
№ Содержание Сроки
1 Разработка системы планирования познавательно – исследовательской деятельности в рамках мини - музея октябрь
2 Разработка диагностического материала Октябрь
3 Создание пакета методических материалов по организации мини – музея в ДОУ Октябрь
4 Анкетирование педагогов для определения уровня их компетенции по данной тематике Октябрь
2) Организация работы с детьми
№ Содержание Сроки
1 Совместная исследовательская и творческая деятельность Октябрь
2 Наблюдение за самостоятельной деятельностью в мини – музее, выявление уровня умений и навыков Октябрь
3 Экскурсия в мини – музей «Собака – друг человека» Октябрь
4 Разучивание стихотворений, считалок, поговорок по данной теме Октябрь
5 Организация тематического мероприятия «Собака – друг человека» Октябрь
3) Взаимодействие с родителями
№ Содержание Сроки
1 Изготовление совместно с детьми творческих поделок Октябрь
2 Участие в мероприятиях ДОУ Октябрь
3 Анкетирование родителей по результатам создания мини – музея, его роли в развитии детей Октябрь
3. Заключительный этап
- Оценка и предоставление результатов реализации проекта
1) Методическая работа с кадрами
№ Содержание Сроки
1 Создание пакета методических материалов по организации мини - музея Ноябрь
2 Анкетирование педагогов по определению уровня их компетентности Ноябрь
3 Анализ уровня повышения компетентности педагогов Ноябрь
4 Итог Ноябрь
2) Организация работы с детьми
№ Содержание Сроки
1 Создание мини – музея «Собака – друг человека» Октябрь- ноябрь
2 Диагностика знаний детей о мини – музее «Собака – друг человека» Ноябрь
3 Анализ полученных результатов Ноябрь
3) Взаимодействие с родителями
№ Содержание Сроки
1 Анкетирование родителей по созданию мини – музея, его роли в развитии детей. Анализ. Ноябрь
2 Участие родителей в итоговом педсовете Ноябрь
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о собаках.
- Встречи с заводчиком собак, ветеринаром, кинологом.
- Оказание помощи питомнику бездомных собак.
- Проведение экскурсий для других групп детского сада («Породы собак», «Что любят собаки», «Как собака себе друга искала»).
- Семейные праздники «Наши питомцы».
- Написание книжек-малышек или большой книги о своих собаках.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Список литературы:
1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – с. 45-49.
2. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 64с.
3. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.