Муратова Ляйсан Радиковна
Проектная работа по ФЭМП «Развиваем логику»
▼ Скачать
Презентация. Проектная работа ФЭМП.
Тема: «Развиваем логику»
Актуальность проблемы.
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Публикация «Проектная работа по ФЭМП „Развиваем логику“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Цель проекта : Разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша. Развитие творческого мышления и познавательных способностей дошкольников.
Задачи проекта :
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
-Разработать систему работы по ООД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».
- Создавать условия для индивидуального развития дошкольников.
Описание слайда 4
Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Описание слайда 5
Задачи блоков Дьенеша: - Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов; - Развивать умение выявлять свойства в объектах, их отсутствие, называть их; - Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, четырем); - Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
Описание слайда 6
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Описание слайда 7
Как работать с материалом? 1 этап. - Выкладывание по образцу простейших изображений: снеговик, домик, цветочек. Сравнение фигур. «Найди все фигуры (блоки, как эта» по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). - Упражнение «Продолжи ряд», «Цепочка» и т. д.
Описание слайда 8
2 этап. Выкладывание сюжетных картин. Использование в работе карточек, на которых условно изображены свойства блоков. Упражнения «Что изменилось?», «Третий лишний», «Какой фигуры не хватает?», «Волшебный кубик» и др. Игры: подвижные (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»); сюжетно-ролевые («Магазин» - деньги обозначаются блоками; «Почта» - адрес на доме обозначается карточками; «Поезд» - билеты, места обозначаются карточками).
Описание слайда 9
цвет - обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Описание слайда 10
«Цепочка» От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур; б) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме; в) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы. Задание 1 (блоки Дьенеша)
Описание слайда:11
Задание 2 (блоки Дьенеша) «Какой фигуры не хватает» Квадрат разделен на 9 частей. В 8 из них указаны два признака фигуры. Необходимо назвать недостающую фигуру.
Описание слайда 12
«Волшебный кубик» На грани кубика наклеены символы-знаки. Бросаем кубик и выбираем соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4, можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства. Задание 3 (блоки Дьенеша)
Описание слайда:13
Джордж Кюизенер – (1891-1976) - бельгийский учитель начальной школы. Для развития у детей математических способностей разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Описание слайда:14
Задачи развивающих палочек Кюизенера : - Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету); - Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине); - Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда; - Осваивать прямой и обратный счет; - Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел); - Помочь овладеть арифметическими действиями - сложение, вычитание; - Научить делить целое на части и измерять объекты. - Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Описание слайда:15
В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче на одно деление, т. е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.
Описание слайда:16
Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью» (в «семейство красных» входят числа кратные двум); 3, 6, 9 «синяя семья» («семейство синих» состоит из чисел, кратных трем); «Семейство желтых» составляют числа 5 и 10 (кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета). Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
Описание слайда:17
1 этап. - Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек. - Сравнение палочек по длине, высоте, количеству. - Выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнения «Продолжи ряд», «Найди такую же» и т. д. Как работать с материалом?
Описание слайда:18
2 этап. Выкладывание сюжетных картин. Освоение количественного и порядкового счета. Решение числовых выражений и задач. Как работать с материалом? Состав числа 5 Состав числа 8
Описание слайда:23
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА ООД (обеспечивают наглядность, системность, доступность, смену деятельности). Совместная игровая деятельность взрослого с детьми. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность. Блоки и палочки можно использовать в утренние и вечерние часы, на прогулке
Описание слайда:24
Во всём мире эти дидактические материалы используются для развития : сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей детей. Логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера являются одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Описание слайда 25.
Давайте поиграем желающие. Построить по данным схемам.
Сказочный город и аквариум.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
-систематизация игр с блоками Дьенеша, систематизация игр с палочками Кюизенера,
-составление системы работы по использованию логических игр, задач, упражнений при формировании математических представлений у детей старшей группы, подготовительной группы,
-разработка конспектов тематических занятий по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера,
-оформление консультативного материала для педагогов и родителей.
-овладение старшими дошкольниками такими математическими представлениями в как: овладение единичными свойствами предмета или математического символа, их обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения; программирование функций или символа предмета, составление алгоритма их осмысления на основе количественных характеристик; выражение конкретного предмета или абстрактного математического символа в виде схемы – рисунка, модели и речевого определения, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.