Наталья Пименова
Проектная работа на тему «Мои любимые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему :
«Мои любимые сказки!»
Воспитатель:Пименова Наталья Николаевна
Одоев
Содержание
Введение 3
1. Этапы проекта 4
2. Реализация проекта 6
3. Методические рекомендации 11
Заключение 12
Список использованных источников и литературы 13
Приложения
Введение
Публикация «Проектная работа на тему „Мои любимые сказки“» размещена в разделах
Актуальность: Рассказывать сказки детям – старинный русский обычай. Сказки появились, когда еще не было письменности, когда символ, знак, речь имели первостепенное значение. В древние времена старые женщины рассказывали своим детям символические истории – мифы. Уже тогда сказки были связаны с воспитанием и обучением детей.
Беспроигрышным и самым уникальным средством воспитания было, есть и будет «Мои любимые сказки». Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? Какой жизненный урок скрыт в ней?
Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца.
В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку! В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений, особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки.
Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием.
У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий, например, судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?».
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение "слушать" формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.
У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому.
Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.
По словам Белинского В. Г., в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.
Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств.
Цель проекта : Создание совместного с родителями сценария театрализованного вечера развлечений для детей по сказке В. Сутеева «Яблоко»
Задачи:
-Напомнить родителям о значении сказки в жизни и воспитании ребёнка
- Расширить знания родителей о том, что нужно читать детям
- Развивать у детей интерес к сказкам посредством организованной образовательной деятельности.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители
Срок реализации проекта : продолжительность проекта : краткосрочный - 10 дней.
Вид проекта : познавательный, практико-ориентированный.
I. Этапы проекта
Реализация любого проекта начинается с его планирования. В плане осуществляющегося проекта очень важно соблюдать поэтапность разработанных действий. Для осуществления данной проектной работы представлены следующие этапы:
1 этап. Подготовительный:
-составление паспорта проекта;
-подбор детской художественной литературы для чтения
-изучение методической литературы по теме проекта;
-подбор материалов для презентации и её изготовление;
-подбор наглядного материала по теме;
2 этап. Практический:
-Привлечение родителей к участию в проекте : обсуждение с родителями
проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
-рассказ воспитателей о русской народной сказке
-беседы с детьми;
-чтение художественной литературы;
-проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
-изготовление папки передвижки совместно с родителями;
-рисование рисунков;
-беседа «Твоя любимая сказка»
-чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
-изготовление настольного театра по сказке «Репка»
-рассматривание иллюстраций к сказкам
3 этап. Заключительный:
- совместный с родителями театрализованный вечер развлечений по сказке «Яблоко»
- подведение итогов проекта
II. Реализация проекта
Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей предметной пространственной развивающей среде Взаимодействие с родителями
1. Рисование:
«Путешествие в сказку»
2. Конструирование:
«Теремок»
3. Аппликация:
«Репка»
4. Лепка: «Кувшин для лисы»
5. Беседа: беседа по сказке «Лиса и кувшин» 1. Сюжетно ролевые игры:
«Путешествие по сказкам», «Теремок»
2. Дидакичекие игры:
«Что сначала, что потом» - В конвертиках находятся иллюстрации по сказкам, с указанием количества картинок (чтобы не потерялись).
Дети получают по одному конверту. Они должны разложить картинки по развитию сюжета, назвать свою сказку и кратко рассказать содержание;
«Собери разрезные картинки по сказкам» -
В конвертиках находятся большие иллюстрации по знакомым сказкам, разрезанные на несколько частей (от 6 до 9 частей, с указанием количества частей.
Каждый ребёнок берёт один конвертик и собирает
целое из частей.
Надо назвать сказку и рассказать данный момент сказки;
«Встреча героев сказок» -
В этой игре, кроме героев русских народных сказок, есть герои авторских сказок, а также герои мультфильмов.
Дети получают по одной карточке с героем знакомой сказки, ходят по группе и ищут второго героя из этой же сказки. Образуют пары, взявшись за руки. Они должны интонационно передать диалог действующих лиц, дать характеристику персонажей.
3. Подвижные игры на воздухе:
«Красная Шапочка» -
Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.
Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят: «Маленькая девочка, Красненькая Шапочка
К бабушке с корзинкой шла
И ребяток здесь нашла.
Шапочку ты не снимай, Кто позвал тебя, узнай?»
Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет: -«Красная Шапочка»
Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.
Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.
«Бармалей»
Выбирается ребенок – Бармалей, ему одевается маска героя.
Он подходит к детям со словами:
«Я добрейший Бармалей
Очень я люблю детей.
Кто пойдет со мной гулять:
Бегать, прыгать и скакать?»
Дети отходят от Бармалея, приговаривая:
«Не хотим с тобой идти,
Лучше нас ты догони!»
Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик»
Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.
«Зайцы и лиса» -
Дети в масках зайчиков стоят в кругу. Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать»
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:
«Тук- тук- тук….
Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй»
«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик.
Кто проиграл - тот становится «лисой»
4. Чтение сказок В. Сутеева: «Кто сказал мяу», «Яблоко», «Палочка - выручалочка»
5. Беседа: «Твоя любимая сказка» 1. Выставка рисунков детей по любимым сказкам
2. Раскраски по сказкам «Три поросёнка», «Разукрась героя», «Петушок - золотой гребешок»
3. Настольно-печатные игры: лото «Волшебные предметы», мозаика «Угадай сказку»
4. Рассматривание иллюстраций по сказке «Три медведя»
5. Внесение атрибутов настольного театра «Репка»
1. Консультация на тему : «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»
2. Изготовление папки - передвижки
3. Анкетирование на тему : «Сказка в жизни вашего ребенка»
4. Беседа «Сказка в настольном театре»
5. Совместное создание сценария вечера развлечений для детей
III. Методические рекомендации
Принципы взаимодействия с родителями:
-Доброжелательный стиль общения
-Сотрудничество
- Индивидуальный подход
-Тщательная подготовка к мероприятию
-Принцип доступности
Форма работы с родителями :
-Консультация на тему «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»
-Памятка для родителей
-Оформление информационного стенда
-Беседа «Сказка в настольном театре»
-Анкетирование на тему : «Сказка в жизни вашего ребенка»
-Создание папки передвижки
-Создание настольного театра «Репка»
-Вечер развлечений
Цели-ориентиры для педагогов детского сада:
-Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями
-Объединение усилий для развития и воспитания детей
-Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми
-Повышение педагогической культуры родителей в вопросах всестороннего развития и воспитания детей
Цели-ориентиры для родителей:
- Прививать детям интерес к чтению с раннего детства
- Систематически читайте самим
-Совместное чтение с детьми
-Читать детям вслух
-Совместное с детьми чтение книг
Заключение
Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Она является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду.
Как справедливо отмечала Лебедева Ю. А., "любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: «она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит". Флерина Е. А. отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка, именно поэтому тема данного проекта актуальна и по сей день.
Список использованных источников и литературы
1. Терашкович А. И. Роль сказки в жизни школьника – URL : https://dohcolonoc.ru/stati/6299-rol-skazki-v-zhizni-doshkolnika.html
2. Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста – URL : https://www.bestreferat.ru/referat-111961.html
3. Пищерикова М. Е. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста – URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/05/13/rol-skazki-v-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta
4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.