Лилия Ткачева
Проектная и исследовательская деятельность в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения.
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Публикация «Проектная и исследовательская деятельность в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных психологов (А. Валлон, А. В. Запорожец, О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенкова, Н. Н. Поддъяков, раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, педагоги видят целесообразность внедрения предложенной модели проектно-исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками. Базируясь на психологических исследованиях, старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальные эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности.
Для реализации этой цели необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно – патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе. Для этого в дошкольном учреждении создана такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста.
Проектная и исследовательская деятельность ведё тся по следующим направлениям:
- развитие поискового поведения у старших дошкольников;
- формирование знаниевого компонента;
-нравственно-патриотическое, художественно-эстетическое развития дошкольников.
В ходе реализации любого проекта перед педагогами стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми
ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом вовлекая его в социально - значимую деятельность.
Содержание распределено по блокам: мой детский сад; будем Родине служить; моя малая родина; моя семья; страна, её символика, культура и традиции; земля – наш общий дом.
Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые.
В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.
Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность.
Развивая творческую и поисковую активность в ходе реализации проектных методов обучения педагоги учитывают ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.
Исследовательско-творческий проект «Мир природы», проводимый в рамках блока «Моя малая родина» помог детям познакомиться с разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края. Данный проект объединил следующие формы работы: экскурсии по экологической тропе, рассматривание иллюстраций, гербариев «Цветы с нашей клумбы», «С какого дерева лист?», фотоальбомов и календарей: «Времена года», «Старик годовик», чтение художественной литературы и энциклопедий: «Удивительные растения», «Тайны нашей природы», «Что? Зачем? Почему?», «От осени до лета», «Рассказы – загадки о природе».
Знания, полученные во время экскурсий, цикла познавательных занятий «Природный мир нашего края», дети отображают в творческих работах. В рамках данного проекта были оформлены выставки «Рябины России», «Свой дом на своей земле», «Золотая осень». Дети группы приняли участие в муниципальной акции «Люблю родной Оскольский край», в которой стали лауреатами.
В нетрадиционной форме прошел праздник, посвященный Защитникам Отечества. Мотивацией детей для изготовления поздравительных открыток для своих пап, дедушек стала выставка военной формы разных родов войск, орденов, медалей. А изготовление совместно с взрослыми медалей из пластилина и разнообразных подручных материалов, способствовало появлению в группе мини-коллекции «Медали». Данное мероприятие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс, сплотить детско-родительский коллектив.
Накапливая творческий опыт, старшие дошкольники самостоятельно создают игрово-ролевые проекты с народными игрушками, игрушками – говорушками «На ярмарке», «В музее», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают их в кукольном театре младшим дошкольникам, моделируют народные костюмы в своих творческих работах на занятиях и в свободной деятельности.
Развитие поискового поведения происходит в опытно-исследовательской деятельности. Наличие познавательной литературы в группе «Большая книга занимательных опытов», «Большая книга экспериментов для дошкольников» дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Дети при поддержке педагогов становятся авторами индивидуальных исследовательских проектов : «Воздух – художник», «Статическое электричество», «Свойства магнита», «Кристаллизация кислотной среды». Свои проекты дети с гордостью демонстрировали сверстникам, детям других групп, гостям. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых порождают у детей уверенность в своих сил.
Проект «Зеленый огонек» объединил мероприятия: выставки семейных рисунков «Мы пешеходы», детских рисунков «На перекрестке». Закрепить полученные знания о правилах поведения на дороге позволило развлечение «Правил дорожных на свете немало».
В ходе проектной и исследовательской деятельности значимые взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным и отеческим отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие.
Применение технологии проектирования актуально и очень эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств и в дальнейшем позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.