Ольга Ивахоненкова
Проектная деятельность в старшей группе «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный, образовательно — творческий, групповой.
Срок реализации: 2- недели.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Проблема: У воспитанников недостаточно знаний о синицах, о всероссийском празднике «Синичкин день». У дошкольников не сформировано экологическое сознание и культура.
Темочки:
Актуальность. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: Расширение представлений, о всероссийском празднике “Синичкин день” о зимующих птицах. Активизировать познавательную и речевую деятельность. Воспитание внимательного, заботливого отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
• Расширение представлений, о всероссийском празднике “Синичкин день” о зимующих птицах.
• Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развивающие:
• Расширение и активизирование словарного запаса детей по теме.
• Развитие познавательной активности, творческой способности детей, самостоятельности, умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитательные:
• Воспитание у детей заботливого отношения к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
Дети познакомились и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них. Знают, как и каким кормом подкармливать птиц. Умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность. Проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
Родители проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду. Оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ.
Основные формы реализации данного проекта :
1. Этап – подготовительный:
• составление плана деятельности
• подборка иллюстраций, картинок, книг, мультфильмов
• оформление природного уголка
• подготовка цикла бесед и презентаций о зимующих птицах
• советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о синицах, о празднике «Синичкин день».
2. Этап. Основной, организационно-практический.
• беседы с детьми о зимующих птицах, о синичках
• рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов о птицах
• чтение художественной литературы
• заучивание стихотворений о птицах
• творческие работы детей на тему проекта
• изготовление детьми в группе на занятии, родителями с детьми кормушки для птиц.
3. Этап — заключительный
1. Квест игра «Синичкин день»
2. Выставка творческих работ детей по теме проекта
3. Развешивание угощений и кормушек.
Реализация содержания проекта в интеграции образовательных областей
«Физическое развитие» :
Развивать общую моторику, координацию движений
Подвижные игры:
«Воробушки и кот», «Гуси-лебеди», «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль», «Птички и клетка».
Пальчиковая гимнастика:
«Сколько птиц в кормушке нашей», «Вот кормушка у дверей»,
«Птичья кормушка».
«Социально-коммуникативное развитие» :
Расширить знания детей о птицах.
Игровая деятельность
• Словесная игра: «Угадай по описанию», «Назови ласково».
• Дидактические игры: «Загадки и отгадки», «Чей голос», «Кто где живет?», «Угадай по описанию».
• Сюжетно-творческая игра: «Мастерская»
• Сюжетно-ролевые игры: «Лесная школа», «Больница птиц»
• Просмотр видео презентации: «Как зимой помочь птицам?»
«Познавательное развитие» :
Расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
• -Беседа с детьми о зимующих птицах «Что мы знаем о синичке».
• -Наблюдения за птицами на участке
• -Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах.
• -Конструирование из бумаги птички.
• -Дидактические игры: «Накорми», «Какой птички не стало»
• Ориентировка в пространстве: «Где находится синица?»
Игры на логическое мышление «Определи по описанию», «Четвёртый - лишний», «Собери картинку».
«Речевое развитие» :
Продолжать работу по развитию связной речи, памяти, внимания.
Уточнить знания детей о птицах.
Воспитывать желание детей помогать птицам в трудное для них время.
Беседы:
«Каких птиц я видел, гуляя с родителями», «Как живут наши пернатые друзья зимой».
• -Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
• -Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением зимующих птиц.
• -Отгадывание загадок о птицах.
• -Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• -Составление описательных рассказов о синичках.
• -Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Синичкина кладовая», В. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкий «Рассказы о птицах», А. Барто «Скачет шустрая синичка», О. Григорьева «Синица», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит».
«Художественно-эстетическое развитие» :
Формировать умение передавать внешний вид птиц. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Развивать музыкальный слух, эмоции.
• Аппликация «Синички на ветках.
• -Рисование гуашью «Птицы у кормушки».
• -Аппликация из бумаги «Объёмная синичка».
• -Лепка «Птичка-невеличка».
• -Изготовление кормушек для птиц.
• -Раскраски на тему: «Зимующие птицы».
• -Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах.
«Взаимодействие с родителями» :
Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей.
• Изготовление кормушек совместно с родителями.
• Беседы с детьми о птицах.
• Составление рассказов о синицах.
• Совместное чтение с детьми: Павлов Б. «Кто поёт в зимнем лесу», Барков А. «Мои друзья».
• Наблюдение за птицами в городском парке.
• Составление вместе с ребенком рассказа на тему «Как мы делали кормушку».
Результаты работы над проектом.
• Выставка детский работ «Друзья – синички»
• Фото отчет совместной работы детей и родителей «Кормушка для птиц»
• Фото отчет «Столовая для птиц» (фотографии детских кормушек, детей в процессе кормления
Итог
Реализуя проект «Синичкин день» с детьми старшего дошкольного возраста, мы даём возможность понять, как важно любить и охранять природу. Способствуем осознанию родителями важности воспитания у детей начал экологической культуры.
Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя, педагога.
Приложение
Загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
а зовут её … (синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь)
В серой шубке перовой
и в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
под карнизом обитает. (Воробей)
Что за стол среди берез
под открытым небом?
Угощает он в мороз
птиц зерном и хлебом (Кормушка)
Стихотворения
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть (А. Барто)
Покормите птиц зимой,
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Синичка.
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб стало ей полегче,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Глазом бусинкой сверкает,
Смотрит, вертится, клюет.
От окошка улетая,
Песню весело поет.
Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему… (Н. Рубцов)
Подвижные игры
«Птички и кошка»
Цель: учить детей спрыгивать со скамеек на носки на полусогнутые ноги,
бегать по площадке врассыпную, по сигналу взбираться на скамейки, не
держась друг за друга. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту
движений.
Ход игры: 1 вариант.
3-4 ребёнка изображают птиц, остальные – птенчики, один ребенок — кошка.
Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях – залезают на
возвышение, вылетают, (спрыгивают на обе ноги, только по зову, птицы и
бегают в пределах площадки. По сигналу воспитателя птенчики летят на
возвышения, а кошка старается поймать птичек. Кошка не может ловить того
кто стоит на возвышении, кошка пытается поймать птиц.
2 вариант.
Чертится большой круг или выкладывается из шнура. Дети – птички встают
по кругу с внешней стороны. Одного ребёнка назначают кошкой, он
становится в центре круга. Кошка засыпает, а птички впрыгивают в круг и
летают там, присаживаются, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает
ловить птиц, а они убегают за круг. Пойманных птичек кошка ведёт в центр
круга.
«Птички и клетка»
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в
положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.
Ход игры:
Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки
(дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа –
птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку,
поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из
нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички,
оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка
увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1 – 3 птички. Затем
дети меняются ролями.
Пальчиковая гимнастика
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Сколько птиц в кормушке нашей
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)
Тема: «Зиновий-синичник» русский народный праздник.
Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.
Задачи:
• Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острых коготков, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т. д.)
• Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четв ртый лишний».
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
• Разучивание заклички «Синиченька-невеличенька».
• Чтение стихов про синичек.
• Рисование акварелью «Синичка».
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Ч рненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро з рнышки клю т
Спать с утра нам не да т
Голосистая певичка –
Желтопузая. (синичка)
Правильно ребята – это синичка. 12 ноября русский народ отмечает праздник «Зиновий-синичник». С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.
Шустрые синички
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму где есть еда.
Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки домов.
Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.
На зиновий-синичник детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости. Давайте и мы с вами позовём их к нам, (дети рассказывают закличку).
Синиченька-невеличенька
Прилетай ты к нам
Из чужих краёв
Принеси ты нам.
Зиму снежную, зиму тёмную
Синиченька - сестриченька
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.
Синичек вереница
Летит сюда кормиться!
Насыпим мы для птицы
Семян, зерна, крупицы!
Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку защитницу деревьев и сложил про неё поговорки: Не велика синичка, да тоже птичка. А ещё русский народ примечал: синица к избе – зима на двор. Синичка в окно постучит – будет известие. Когда синичка начинает с утра пищать – ожидай мороза ночью.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится.
По т не уставая
Синица расписная.
Игра «Утка и селезень».
Играющие становятся в круг, в середине – «утка», за кругом – «селезень», который ловит утку.
Стоящие в кругу идут и поют песенку, а утка идёт в противоположную сторону.
Селезень ловит утку,
Молодой ловит серую.
Пойди, утица, домой.
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень.
По окончании слов дети поднимают воротики, а селезень догоняет утку.
Воспитатель: Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достанет насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
- Синица, синица
Что тебе снится?
- З рнышки, мошки
Да хлебные крошки.
За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники.
Ребята, я вас попрошу, дома, с родителями сделать кормушки, а потом мы вместе с вами развесим на нашем участке и подкормим не только синичек, но и других зимующих птиц.
Но чем мы будем их кормить? Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки
несолёного сала (на тарелочках разные вида корма).
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
• Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.
Отдохнут пускай игрушки
Мы сегодняшним деньком
С вами сделаем кормушки
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им в морозы много бед.
Ждём вас милые синицы
Прилетайте на обед.
Подведение итогов занятия.
Список литературы:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.
3. Интернет-ресурсы.
4. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2.
5. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М: Просвещение. - 2012г.
7. .Николаева С. Н. Парциальная программа “Юный эколог”. Система работы в старшей группе детского сада. - М: Мозаика-Синтез, 2016
8. О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014
Совместная деятельность родителей с детьми.
Совместная работа воспитателя с детьми