Александра Богданова
Проектная деятельность в средней группе. Долгосрочный проект «Уголок природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
практико-ориентированный
По времени проведения:
продолжительный (весь учебный год)
По количеству участников:
групповой
Участники проекта:
воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.
Публикация «Проектная деятельность в средней группе, Долгосрочный проект „Уголок природы“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Проблема:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».
Цель проекта:
обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:
1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.
3. Приучать ухаживать за комнатными растениями
4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.
5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
1. У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
I этап - диагностический.
Для того, достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды - мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта.
Оформление центра природы по ФГОС.
У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13, растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
II этап – практический
Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.
Развивающая среда центра природы в нашей группе включает следующее:
-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;
- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;
- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);
- настольные игры, вкладыши «Кто где живет?», «Кто с кем?», «Фрукты, овощи», «Детеныши»;
- маски животных для создания игровых сюжетных линий;
-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, желуди, веточки растений разных размеров);
-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, лупы, ветрячки)
-комнатные растения (орхидея, кактус, фиалка …)
-литература про природу и животных, лэп-бук
-самодельные книги-гербарии, мини-книжки
-фотоработы
Перспективное планирование (с Октября по Май).
Сентябрь
Наблюдение в уголке природы
Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями (Воспитатель, дети)
Познавательное развитие: Собрать осенние листья и создать Гербарий (дети, родители)
Речевое развитие: «Золотая осень».
- расширять представление о признаках осени
- закреплять понятие «Золотая осень», листопад
- обучить запоминать времена года и что мы делаем в то или иное время года (Воспитатель, дети)
Октябрь
Экспериментально-исследовательская деятельность: «Тонет – не тонет».
Расширять представление детей о св-вах предметов и воды (воспитатель, дети)
Дидактическая Игра «Что из чего сделано?»: Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы (Воспитатель, дети)
Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Осеннее дерево». Закреплять представление об осенней природе, учить рисовать красками (Родители, дети)
Ноябрь
Экспериментально-исследовательская деятельность:
«Что растворяется в воде?» обучить детей различать, что может раствориться, а что нет;
- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с разными состояниями веществ (Воспитатель, дети)
Речевое развитие «Лес зимой». Развивать знания детей о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе, животным. (Воспитатель, дети)
Декабрь
Беседа на тему «Как зимуют звери?». Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных (Воспитатель, дети)
Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Зимнее дерево».
Закреплять представление о зимней природе, о покое деревьев зимой, учить рисовать красками (Родители, дети)
Январь
Экспериментально-исследовательская деятельность:
«Что случилось со снежком?». Обучить детей различать состояния воды; расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное) (Воспитатель, дети)
Речевое развитие «Зимние Загадки»: Обучать детей отгадывать загадки. Развивать фантазию и абстрактное мышление. Расширять словарный запас (Воспитатель, дети)
Подвижная игра «Лиса и заяц»: Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение (Воспитатель, дети).
Февраль
Познавательное развитие «Как зимуют растения на улице и в комнате?»: Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними. Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников. Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице (Воспитатель, дети)
Познавательное развитие (математика) "Наш природный уголок»: Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы (Воспитатель, дети).
Художественно-эстетическое развитие «Снежинки»: Обучать вырезанию (Родители, дети).
Познавательное развитие «Врачи- наши помощники»: Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.
Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо (Воспитатель, дети).
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте»: дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);
Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);
Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь (Воспитатель, дети).
Март
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Цветы для мам»: Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус (Воспитатель, дети).
Экспериментально-исследовательская деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем (Воспитатель, дети).
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек": помочь детям запомнить стихотворение. Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине (Родители, дети).
Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Пернатые друзья»: Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу (Воспитатель, дети).
Апрель
Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»: Познакомить детей со свойствами почвы; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызывать радость открытий, полученных из опытов; воспитывать культуру поведения в общественных местах (Воспитатель, дети)
Экспериментально-исследовательская деятельность «Росток»: Прорастить растение (фасоль, лук)
Наблюдать за ростом. Беседы на тему роста растения и его частей (Родители, дети)
Познавательное развитие «Наш огород на окне»: беседа о выращенных детьми ростках; расширять и закреплять познание о частях растения, его строении; развивать бережное отношение к природе
(Воспитатель, дети).
Май
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект):» Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности (Воспитатели, родители, дети).
Нами были выбраны формы взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Консультация в уголке для родителей «Комнатные растения - наши друзья или враги?"
2. Изготовление альбома "Осенний гербарий" с участием родителей, а также книжек-малышек.
3. Домашние работы для выставок рисунков.
4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).
5. Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»
Список использованной литературы.
1. Асанова З. Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.
2. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2014
3. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008
5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
7. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
8. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.