Марина Мерзаева
Проектная деятельность в формировании познавательного интереса старших дошкольников к творчеству художников родного города.
▼ Скачать + Заказать документы
Мерзаева Марина Сергеевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка», город Абаза.
Раб. тел. (39 047) 2 – 45 -97
Проектная деятельность в формировании познавательного интереса старших дошкольников к творчеству художников родного гор ода.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. В период дошкольного детства мы закладываем основы будущего мировоззрения детей, формируем познавательный интерес ко всему, что окружает его, с чем он соприкасается. Не всегда то, что достойно внимания ребенка бывает замечено, оценено, пропущено через сердце и душу, чтобы стать важным для него на всю оставшуюся жизнь. Для этого нужны мы – педагоги, учителя, воспитатели и условия, которые нам необходимо создать для саморазвития ребенка.
Публикация «Проектная деятельность в формировании познавательного интереса старших дошкольников к творчеству художников родного города,» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
В нашем городе живут замечательные художники-живописцы (Вили Васильевич Андрияшев – заслуженный деятель культуры России и почетный гражданин нашего города, Николай Мельчуков, Владимир Эдуардович Гиль, фотохудожники (Наталья Пьянкова и Игорь Яни). Источником их творчества является великолепная природа – богатство нашего города и, конечно, люди. Традиционно знакомство с талантливыми земляками происходило на занятиях, в беседах, иногда, по возможности, на выставках. Познавательный интерес детей был не устойчив, знания полученные детьми из уст педагога быстро забывались. Радикальные изменения, происходящие в Российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. В первую очередь это формирование у дошкольников качеств необходимых для овладения любой деятельностью : любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности. Одним словом, необходимо формировать познавательные интересы.
В связи с этим, перед нами стояла задача - каким образом можно повысить интерес детей к творчеству талантливых живописцев и фотохудожников родного города, как сделать их активными участниками познавательной деятельности, а не просто «поглотителями» информации слетающей с уст воспитателя-рассказчика. Привлечение родителей к участию в проекте для нас также было немаловажной задачей.
Мы выбрали проектный метод с использованием интеграции, как один из путей достижения качества образования, средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Метод проектов дает возможность накапливать свой опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по настоящему интересуют ребенка.
Руководствуясь этим, мы использовали все преимущества проектной деятельности для формирования у детей познавательного интереса к творчеству художников города Абазы.
В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта :
1. познакомить детей с творчеством художников нашего города.
2. учить различать виды искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)
3. развивать мышление, эстетическое восприятие, творческую активность детей.
4. привлечь родителей к активному участию в проекте.
5. воспитывать чувство гордости за своих талантливых земляков.
Реализация проекта предполагала следующие этапы:
1. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
(при посещении галереи В. Э. Гиль, дети были озадачены вопросом о том, кто автор картин, хотя в старшей группе знакомство с творчеством художника уже было)
2. Участие детей в решении проблемы (была обозначена проблема и детская цель вместе с детьми – «Как можно выяснить, кто автор картин, и есть ли в нашем городе настоящие художники?»)
3. Сбор информации о художниках Абазы с вовлечением педагогов, родителей и детей (фотографии, газетные вырезки, статьи из журналов и т. д.)
4. Совместная деятельность педагога и детей (создание альбома с найденной информацией о художниках)
5. Планирование мероприятий с учетом цели.
6. Проведение мероприятий, предусмотренных в проекте (беседы и занятия по теме; обновление с детьми надписей - названий картин в галерее детского сада; экскурсии в музей, на выставки, по местам изображенным в картинах художников; творческая встреча с В. В. Андрияшевым и В. Э. Гиль; викторина «Знатоки искусства»)
7. Презентация проекта : альбом - «Художники города Абаза», фильм - «Встреча с настоящим художником», мультимедийная галерея Н. Пьянковой, оформление картин В. Э. Гиль в галерее детского сада. Выставки детских рисунков и художественных фотографий, сделанных родителями.
Средства реализации проекта :
Беседы «Профессия художник»
Комплексные занятия «В картинной галерее», «Как создается картина», «Самый нужный инструмент».
Разучивание стихов о художниках, о городе Абаза, о жанрах живописи (в совместном блоке в детском саду и дома с родителями)
Посещение выставок В. Э. Гиль, Н. Пьянковой в Центре детского творчества.
Посещение мультимедийной галереи работ Н. Мельчукова, В. В. Андрияшева.
Совместная деятельность – изготовление открытки на память художнику В. Э. Гиль.
Поход к художнику и хранителю музея В. В. Андрияшеву.
Творческая встреча с В. Э. Гиль.
Викторина «Знатоки искусства»
Экскурсии по местам, изображенным на картинах В. Э. Гиль.
Показатели успешности реализации проекта :
Активность детей и взрослых в процессе сбора информации о художниках города.
Прочность знаний детей о художниках Абазы и их творчестве.
Создание альбома с информацией о художниках, собранной силами детей, родителей и педагогов.
Создание мультимедийной галереи фотохудожников Н. Пьянковой, Мельчукова, В. В. Андрияшева.
Изготовление детьми открытки со своими автопортретами для В. Э. Гиль.
В ходе реализации проекта число родителей, участвовавших в воспитательно- образовательном процессе, выросло на 26.6%, по сравнению с показателями при традиционной форме организации познавательной деятельности детей.
Уровень познавательного интереса детей был неустойчив, но он значительно вырос и достигал, на определенных этапах проекта, ста процентов.
Уровень проявленности познавательного интереса детей при использовании традиционных методов подачи материалов и входе реализации проекта.
Результатом использования проектного метода стало отсутствие детей с низким уровнем познавательного интереса, повышение среднего уровня до 30%, высокого до 70%
В итоге, мы смогли сделать вывод, что проектный метод явился действительно эффективным при формировании познавательного интереса детей к творчеству художников нашего города.
Мы гордимся родным городом, гордимся своими земляками! Уверены, что и наши дети, активно участвуя в познании культурного наследия, вырастут любящими свой родной край, умеющими защитить его и сделать еще красивее!
Литература
Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд тематическое планирование занятий / авт. -сост. Дьяченко В. Ю., Гузенко. О. В. Шевцова И. А. – Волгоград:Учитель, 2997.-271 с.
Материалы выступлений слушателей квалификационных курсов ХРИПК и ПРО «С чего начинается родина», 5-24 декабря г. Абакан, 2005 -
Пенькова Л. А. Под парусом Лето плывет по Земле. / Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.