Екатерина Кусаинова
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать
Проектная деятельность
в детском саду:
«Вода – источник жизни»
Авторы разработки: Пурахина Светлана Александровна (воспитатель высшей квалификационной категории)
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Коблова Ирина Николаевна (воспитатель первой квалификационной категории) воспитатели МДОУ детского сада "Аленушка" р. п. Дергачи
Вода – источник жизни».
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе
(5-6 лет)
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояния воды.
Задачи:
• Образовательные: познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
• Воспитательные: учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудование, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.
• Развивающие: развивать умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, речь детей.
• Здоровьесберегающие: приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности, осторожно обращаться с водой.
Словарная работа: жидкая, бесцветная, термометр, термос, сосуд, формочка, ложечка, кипяток.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, экскурсии к водоемам, беседы о воде. Рассматривание иллюстраций, экспериментальная работа (опыты с водой, проектная деятельность «Вода – источник жизни».
Оборудование:
1. клеенка на стол, 3-4 сосуда различной формы
2. формочка для песка
3. сухой песок
4. по 2 одинаковых стаканчика на каждого ребенка
5. молоко
6. ложечки
7. термометр
8. термос с кипятком
9. шапки – маски для игры
10. музыкальное сопровождение
Действующие лица:
Ведущий – воспитатель
Водяной – воспитатель
Дети
Организация и методика проведения занятия.
Групповая комната украшена согласно тематике занятия. Дети выходят под музыку и садятся на стульчики. Звучит приятная тихая музыка.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая звучит музыка?
Дети: Добрая, легкая, нежная.
Воспитатель: Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему
посвящается наше занятие.
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.
Дети: Вода
Воспитатель: Я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках? Она отражает ваше настроение? (Ответы). Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус – макет нашей планеты земля, макет земного шара. Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: Что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?
Дети: Синий цвет – вода, все моря и океаны нашей планеты.
Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому что этой краски, намного больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А сегодня вы видели воду?
Дети: Видели, в кране, в бокале, в тарелке. А еще мы видели воду в бассейне, аквариуме, ванне и т. п.
Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды вам – не прожить!
Путешествует всегда
Ваша спутница – вода.
Включается аудиозапись, слушается спокойное журчание воды.
Воспитатель: В гости к нам сегодня придет наш добрый, старый знакомый – Водяной.
Водяной: Здравствуйте, я очень рад снова вас всех видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках и на ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки.
Только непонятно: куда исчезает эта вода? И еще, я на днях хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лед. Откуда он взялся?
Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы нашего друга? (Ответы)
Для этого надо вооружиться внимание и терпением.
Опыт первый
Для его проведения потребуется 2 стакана. Один с водой, другой – пустой на каждого ребенка. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она – жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое жидкое, предлагаю вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем перелить его из стакана в стакан. Мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем перелить его из стакана в стакан, то мы говорим, что кисель – густой. Поскольку вода жидкая может течь – ее называют жидкой
Опыт второй
Опрокинем стакан с водой. Что происходит? Вода растекается. А что будет, если опрокинуть ведерко с песком? Песок ложится горкой. Так что, песок – это жидкость? (Ответы) Значит, вода и песок – разные вещества. Вода – жидкая, песок – сыпучий. Теперь необходимо определить какого она цвета.
Водяной: Зачем определять? Я знаю все о воде. Вода белая.
Воспитатель: А как вы считаете? (Ответы).
Опыт третий
Перед детьми стоят по два одинаковых стакана. В одном вода, в другом – молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.
Дети: В стакане с водой – ложка видна, а в стакане с молоком – нет.
Воспитатель: Значит вода – прозрачная, а молоко нет. Теперь смотрим еще одно свойство воды. У нее есть температура.
Водяной: Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?
Воспитатель: Давайте объясним Водяному, может ли у воды быть температура? (Ответы). Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня, совершенно здорова, но, если подержу подмышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды.
Опыт четвертый
Нальем в один стакан холодной воды, а в другой – теплой. Предлагаем детям потрогать воду пальцем, одинакова ли она? Чем отличается?
Воспитатель: Значит, вода может быть теплой, холодной и горячей, в зависимости от температуры. Измеряют ее при помощи термометра. Главная его часть – крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке прозрачная, голубоватая или розоватая жидкость – это спирт. Спирт очень похож на воду. Он, как и вода, жидкий, бесцветный, прозрачный. А подкрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик остановиться. А теперь, давайте немножко отдохнем.
Игра «Капельки»
Воспитатель говорит, что она мама - тучка, а им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама-тучка подсказывает, что им делать. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой речкой. (Капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют, текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан. (Дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети тянут руки вверх) и испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме-тучке.
Водяной: А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками, налил воды в блюдце, достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка, друзья мои рыбки в футбол играть начали и я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел – воды в блюдце нет. Может быть вы мне подскажете, куда она делась? Пропала? Исчезла? (Ответы).
Воспитатель: Что это значит – испарилась? (Ответы) Верно, превратилась в пар, шапку-невидимку нахлобучили и улетучилась из блюдца ледяного. Пар, то есть мельчайшие капельки воды, невидимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате.
Опыт пятый
Воспитатель достает из холодильника бутылку или банку. Ставит на сухое блюдце. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, то есть покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжелее и в конце концом сползают на блюдце. Вот так мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.
Воспитатель: Вы наверное замечали, что ранним летним утром бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода? (Ответы). Правильно – это роса. А теперь попробуйте отгадать загадку:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем, не найдем
(Роса)
Опыт шестой
Воспитатель открывает термос с кипятком. Что вы видите? (Ответы). Держит над паром зеркальце. На нем выступают капельки воды, их показывают детям.
Воспитатель: Итак. Мы узнали еще об одном состоянии воды – паре. А теперь посмотрим, отчего зависит испарение воды.
Опыт седьмой
За неделю до занятия, дети налили равное количество воды в три стакана. Сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, другой на батарею, третий закрыли крышкой. Оставили при комнатной температуре. Дети достают стаканы через неделю и отвечают на вопросы воспитателей, изменилось ли количество воды? Куда она исчезла? Где испарение происходит быстрее: в теплом или холодном месте? Почему влага испаряется хуже, если емкость закрыта.
Воспитатель: Значит, испарение воды зависит от разных условий. В том числе и от температуры. Вы уже знаете, что вода – это жидкость. Она не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.
Водяной: Что такое нормальные условия?
Дети: Не холодно и не жарко. Пусть так и будет – не жары, не мороза.
Воспитатель: А если мороз? Хотя бы самый маленький, всего минус один градус. Как вы думаете, что произойдет с водой? (Ответы). Да, вода станет твердой, замерзнет: превратится в твердое вещество – лед. Снег и лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом и снегом, если их «поселить» в теплое помещение (растают, превратятся в воду). Давайте проверим.
Опыт восьмой
Перед каждым ребенком по две тарелочки: в одной кубик льда, в другой – снег. Дети наблюдают за состоянием кубика льда и снега.
Водяной: Жалко, что снег растаял…. Я люблю его есть: он похож на мороженое – белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит снег есть?
Воспитатель: Разве можно есть снег, он же грязный. Давайте это проверим.
Опыт девятый
Воспитатель наливает талую воду, которая осталась на тарелке после таяния снега, в предварительно подготовленную воронку с фильтром из промокательной бумаги, или салфетки. Дети наблюдают за происходящим и отвечают на вопросы: какая вода была в тарелке? (Грязная). Как она изменилась? Стала чистой. Какой стала промокательная бумага, салфетка? Грязной. Чистый снег на улице? Будем его пробовать (Ответы).
Водяной: Никогда в жизни я больше не притронусь к снегу и пробовать его не буду, тем более, что еще и горло может заболеть от холодного.
Воспитатель: Итак, вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном, твердом.
Водяной: А сейчас, отгадайте мою загадку.
На свете нет ее сильнее!
На свете нет ее буйнее!
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать
(Вода).
Воспитатель: А теперь, ребята, запомните наказ:
«Человек – запомни навсегда: символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги, мы ведь на планете не одни!»