Анастасия Аделова
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок, как только рождается, исследует мир, который его окружает. Он любознателен, ему все интересно. Он задает много вопросов: почему идет дождь, зачем растениям нужна вода и т. д. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов — это комплекс действий, при которых дети, в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов, приобретают новые знания. В основе этой педагогической технологии лежит самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и превращает его в новые знания и реальные творения.
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Свободу и возможность познать себя, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Насколько педагог грамотно и увлекательно организует совместную проектную деятельность со всеми участниками образовательного процесса, настолько эффективным и будет результат, значимость для детей
Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
1. Исследовательско-творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
2. Ролево-игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
3. Информационный (практико-ориентированный). Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Классификация тематических проектов в ДОУ
1. По доминирующей в проекте деятельности:
• исследовательско-творческий
• ролево - игровой
• творческий
• информационный (практико-ориентированный)
2. По предметно- содержательной области:
• Монопроекты (одна образовательная область)
• Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
• Непосредственный
• Скрытый
4. По характеру контактов:
• С воспитанниками одной группы
• С воспитанниками нескольких групп
• С воспитанниками всего ДОУ
5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
• Краткосрочные (1 – 3 недели)
• Средней продолжительности (до месяца)
• Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
6. По составу участников
• индивидуальные
• групповые
• фронтальные.
Фазы и этапы выполнения проектных работ
1 этап подготовительный.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
2 этап основной.
Обсуждение и реализация плана с родителями. Сбор информации и накопление материалов. Составление плана-схемы проекта. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
3 этап заключительный.
Диагностика. Продукт проекта. Презентация или открытое занятие.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).
Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых. В ходе проектной деятельности создается профессионально-педагогическая общность, которая занимается не только разработкой и реализацией проектов, но и рефлексией. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.