Папки-передвижки

Проектная деятельность «Семья в системе ценностей современной молодёжи» в 8 классе

Федорова Любовь Михайловна
Проектная деятельность «Семья в системе ценностей современной молодёжи» в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Семья в системе ценностей

современной молодёжи»

Работу выполнили ученики 8а,в классов

Руководители: Федорова Л. М.

Порхов

2024

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятия «Семья, семейные ценности», их влияние на молодое поколение …4

1.1. Что такое семейные ценности и каково их значение….4

1.2. Классификация и виды понятия семейных ценностей…. 4

1.3. Основные семейные ценности….5

1.4 Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения …. 6

1.5. Воспитание семейных ценностей …7

1.6. Сохранение семейных ценностей….8

Глава 2. Анализ и изучение полученных данных …. 10

2.1. Опрос и статистика….10

2.2. Изучения данных РФ…. …. …. 14

Заключение…16

Список литературы…16

Введение

Семья занимает важное место в жизни каждого человека. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близким, ответственности за свои поступки.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Семейные ценности формируют человека, его характер.

Актуальность данной темы.

Тема актуальна. Семья и семейные ценности – основа России, залог будущего процветания нашей страны. Но, по мнению некоторых социологов, современная молодежь, особенно в крупных городах, на первое место ставит учебу и будущую карьеру. Семья отодвигается на второй план. Социологи считают, что среди современной молодежи падает престиж семьи и роль семейных ценностей.

Авторы проекта решили проверить правомерность такого мнения, исследовав статистические данные по РФ и результаты опроса учеников школы.

Цель работы - изучить отношение современной молодежи к семье, выяснить какие семейные ценности являются более важными, а также выявить роль семейных ценностей в воспитании.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия «семья», «семейные ценности», изучить теоретический материал по данной теме;

2. Выявить отношение наших ровесников, учеников школы к семье и семейным ценностям (составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся);

3. Проанализировать полученные данные;

4. Исследовать статистические данные РФ;

5. Сделать выводы.

Объект исследования - семейные ценности.

Предмет исследования - молодое поколение (ученики школы)

Гипотеза исследования – семейные ценности - основа нравственного воспитания молодого поколения в современном мире.

Практическая значимость данной работы заключается в изучение семейных ценностей молодого поколения и привлечение максимального внимания к данной социальной проблеме.

Методы исследования: анализ литературы по данной теме; опрос путем анкетирования; сравнение.

Глава 1. Понятие «семейные ценности», их влияние на молодое поколение.

1.1. Что такое семейные ценности, каково их значение.

Согласно Большому Энциклопедическому Словарю «Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».

Среди ценностей, созданных человечеством в своей многотысячелетней истории, семья является одной из главных.

Что такое для человека семья? Это, в первую очередь, дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе.

В семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Именно в семье формируется характер человека и его приоритеты.

В окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность. Родители представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри семьи.

1.2. Классификация и виды понятия семейных ценностей

Из учебника обществознания мы узнали, что принято выделять две основные классификации семейных ценностей – классическую (или традиционную) и прогрессивную (или современную). Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности:

• Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются.

• Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

• Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

• Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной семьи: в основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

• Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.

• Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.

• Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе.

1.3. Основные нравственные семейные ценности.

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь.

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие.

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Добро.

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность.

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе

Взаимопонимание.

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половины и детей. Чувствуя поддержку, развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение.

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

1.4 Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения

Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения заключается в том, что они тесно связаны с жизненными планами и корректируются со временем благодаря накоплению опыта.

Для современной молодежи свойственны как духовно-нравственные, так и прагматичные, материальные жизненные ценности. Среди жизненно важных ценностей наиболее популярными являются здоровье, благополучие, наличие верных друзей и любовь.

Основные факторы, влияющие на формирование ценностей и ориентиров - молодого поколения:

- Возрастно-демографический фактор. Возрастные характеристики обуславливают двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Социальный статус молодых людей, имея характер неопределенности, не дает им возможность зафиксировать свои ценностные ориентации.

- Образовательный фактор. Он связан с системным процессом образования, в который помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, социологическими принципами и законами, с образцами мирового искусства.

-Влияние неформальных групп. Поиск себя и потребность в самовыражении вынуждают молодежь искать примеры для подражания, идеалы и примыкать к определенным группам людей, разделяющим их мировоззрение и ценности.

- Конкретно- исторические условия, в которых находиться человек.

- Жизненный опыт, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека.

1.5. Воспитание семейных ценностей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

• Совместные чаепития с тортом (Приложение. Фотографии учеников 8а,в кл. и их родителей, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствовать развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любовь и доброта.

• Совместный вечерний досУг (Приложение. Фотографии учеников 8а,в) – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную семью.

• Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам. (Приложение. Фотографии: Степанов И., Павлов А., Бахвалов Н.)

• Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. (Степанова Екатерина Александровна и Степанов Иван).

Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.

• Совместные путешествия. (Прложение. Фотографии учеников 8а,в классов). Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

• Патриотическое воспитание – важная семейная ценность. Рассказы и беседы об истории семьи, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки нравственности для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. (Приложение. Петрова Анна рассказывает о прадеде; Колосинский Александр)..

В воспитании патриотических чувств нельзя недооценивать совместные путешествия детей и родителей. Во время путешествия те и другие знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Уважение к культурному наследию других народов – это одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира.

Большую ценность при формировании патриотических чувств у подростков представляет организация и проведение встреч с ветеранами войны и труда. Ценность состоит в том, что живые страницы патриотизма воздействую не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей. Таким образом, подводя итог, следует сказать о том, что гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. Гражданин – это человек, который сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, человек, который уважает права и свободы, традиции и культуры других людей, проявляет национальную и религиозную терпимость. Такой человек, который, обладая всеми этими качествами, заботится о процветании России, думает не только о своем будущем, но и о будущем старшего поколения.

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения. В детских садах и школах проводятся: общие субботы – для родителей и детей готовятся спортивные соревнования, познавательные квесты на разные тематики. Дети выполняют задания вместе с мамами и папами.

Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в спортивных соревнованиях.

В школах (в том числе и нашей школе) для старшеклассников введён факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На занятиях обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

1.6. Сохранение семейных ценностей.

В наше время главной задачей является сохранить основные семейные ценности и передавать их нашим детям, внукам, а также создавать семейные традиции, проводить больше времени с семьей. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину. В прошлом учебном году такую работу провели ученики и их родители: Колосинский А., Петрова А., Степанов И., Павлов А., Гаврилов С.). Ученики рассказали о своих прапрадедах, сняли видео, участвовали в онлайн-акции «Бессмертный полк».

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. (Колосинский Александр вместе с бабушкой Тимофеевой Натальей Валерьевной под руководством учителя Смирновой В. А. собрали материал и приготовили исследовательскую работу о прадеде Колосинского Саши)

Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает Российским Дом Родословия, целью которого является сформировать и укоренить культуру родословия в российских семьях.

Вывод: Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в семье закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим.

Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Глава 2. Анализ и изучение полученных данных.

2.1 Опрос и статистика

Для подведения итогов, был проведен опрос среди учащихся 8-9 классов. Основная цель, которого выяснить какие семейные ценности являются более важными, с чем они ассоциируются, какое влияние оказывают на воспитание молодого поколения, каковы взаимоотношения с родителями.

В ходе опроса, в котором приняли участие 34 человека из них 23 мальчика и 11 девочек, были заданы наводящие вопросы, чтобы выявить, с чем ассоциируются семейные ценности у молодого поколения, что для них лежит в основе ценностей и чего им не хватает в своей семье.

Самые показательные вопросы и ответы на них:

Мальчики

Вопрос А Б В

1. С чем у вас ассоциируются семейные ценности?

А) любовь и доверие

Б) доброта и взаимопонимание

В) верность и уважение

56%

21%

23%

2. Что лежит в основе ценностей?

А) уважение

Б) доброта

В) любовь

33%

11%

56%

3. Важно ли мнение детей в семейных вопросах?

А) да

Б) нет

100% - -

4. Важна ли родительская любовь в жизни детей?

А) да

Б) нет

91%

9% -

5. Хватает ли тебе родительского внимания?

А) да

Б) нет

91%

9%

-

Вывод: исходя из полученных данных, мы видим, что в основе семьи и семейных ценностей, для большинства опрошенных являются любовь и доверие, а также доброта и взаимопонимание. Большинству респондентов важна родительская любовь и достаточно родительского внимания, но, к сожалению, есть и те, кому его не хватает.

Девочки

Вопрос А Б В

1. С чем у вас ассоциируются семейные ценности?

А) любовь и доверие

Б) доброта и взаимопонимание

В) верность и уважение

64%

18%

18%

2. Что лежит в основе ценностей?

А) уважение

Б) доброта

В) любовь

46%

16%

38%

3. Важно ли мнения детей в семейных вопросах?

А) да

Б) нет

100%

-

-

4. Важна ли родительская любовь в жизни детей?

А) да

Б) нет

84%

16%

-

5. Хватает ли тебе родительского внимания?

А) да

Б) нет

73%

27%

-

Вывод: проанализировав ответы девочек, мы видим, что в основе семьи и семейных ценностей, для большинства опрошенных являются любовь и доверие, а также доброта и взаимопонимание, верность и уважение. Большинству респондентов важна родительская любовь и достаточно родительского внимания, но, к сожалению, есть и те, кому его не хватает.

Данные представлены в диаграмме.

2.2 Изучения данных РФ

Мы изучили Электронный ресурс «Семейные ценности россиян».

Первоочередные устремления россиян – жить в достатке (эту цель отметили 55% опрошенных, воспитать хороших детей (40%, иметь хорошую семью (39%).

Ценности «второго плана» – высоко оплачиваемая работа (29, жизнь в гармонии с самим собой (27%). Для каждого пятого россиянина (21 и 19%) главное – вести здоровый образ жизни, а также любить и быть любимым. Менее важно – «посмотреть мир» (15%, сделать карьеру (14%, быть интеллектуалом (10%). Иметь много свободного времени или жить не обремененными излишними обязательствами хотели бы по 7% респондентов. Слава, власть и богатство не относятся к приоритетным ценностям, их отметили соответственно 1, 3 и 6% опрошенных.

Семья и дети занимают верхние позиции списка жизненных целей (на втором месте после материального благополучия) и мужчин, и женщин. Для мужчин в целом это скорее равнозначные ценности, для женщин немного важнее дети. Мужчины чаще женщин стремятся сделать карьеру (17 и 12%, реже – любить и быть любимыми (16 и 22%).

Все возрастные группы респондентов на первое место поставили жизнь в достатке. Далее у опрошенных идут семья и дети: в 18–24 года важнее иметь хорошую семью, в 35–44 года – воспитать хороших детей, в 45–59 лет к семейным ценностям добавляется стремление жить в согласии с самим собой, а после 60 лет «жизнь в гармонии с собой» становится самой важной из нематериальных ценностей, поднимаясь в общем списке на второе место сразу после достатка; третье занимает здоровый образ жизни, и только затем следуют семья и дети.

Причиной вступления людей в брак каждый второй опрошенный (50%) считает возможность быть вместе с любимым человеком, каждый третий (39%) – необходимость продолжения своего рода, каждый четвертый (26%) – спасение от одиночества, гарантию стабильной старости. Немало и тех (16%, кто рассматривает семью как «коммерческий проект», основанный сугубо на расчете. Респонденты 35–44 лет чаще опрошенных из других возрастных групп в качестве причины брака называют стремление иметь партнера не только в семье, но и в карьере, бизнесе и т. п. (20%, 18–24-летние опрошенные – желание иметь постоянного сексуального партнера (11%, респонденты старше 60 лет – не быть одинокими на старости лет (35%). Мужчины чаще женщин рассматривают брак как средство продолжения рода (44 и 36%, но реже как «лекарство от одиночества» (22 и 29%, отчасти из-за того, что среди пожилых респондентов больше женщин).

Вывод: изучив и проанализировав статистические данные РФ, мы видим, что семья и семейные ценности играют важную роль в жизни каждого россиянина.

Заключение.

Итак, изучив теоретический материал, проведя опрос, проанализировав статистические данные РФ, можно подвести итог, что семья и семейные ценности достаточно сильно влияют на молодое поколение.

Семейные фотографии, видеоролики в данной презентации говорят о том, что наши (современные) родители прививают нам главные семейные ценности: уважать старших, быть трудолюбивыми и добрыми, честными, вести здоровый образ жизни, знать своих предков, любить Родину и свою семью.

Гипотеза подтвердилась: семейные ценности – основа нравственного воспитания молодого поколения в современном мире.

Список использованных источников.

1. Боголюбов Л. Н. Обществознание 8 класс. Основные нравственные ценности.

2. Верховод А. В. Личность, развитие личности, личностные качества, социализация личности. Изучение процесса формирования личности человека—// Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356).

3. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2006. – 176

4. Земская М. Семья и личность // Перевод Покровского Н. С. - Прага, 2009.

4. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие – М. : Издательский центр «Академия», 2000.

4. Словарь по этике. Под ред. Кон И. С. – М. : Политиздат, 2002.

6. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры/ В. П. Тугаринов – Л. : изд-во ЛГУ, 2003

7. Что такое семейные ценности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://дом-родословия. рф/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

8. Специфика ценностей, ориентиры молодого поколения и их формирование. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://yandex.ru/search/?clid=1882628&text=Специфика+ценностей+и+ориентиров+молодого+поколения. +Основные+факторы%2C+влияющие+на+их+формирование&l10n=ru&lr=36

9. Семейные ценности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/article/274243/

10. Семейные ценности россиян. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semejnye-czennosti-rossiyan

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Консультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностейКонсультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностей Консультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностей. Семья — одна из главных ценностей, созданная человечеством. В сохранении.

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Семья в системе ценностей современной молодёжи» в 8 классе
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 18:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность «Семья в системе ценностей современной молодёжи» в 8 классе» (включая файлы) размещена пользователем Федорова Любовь Михайловна (УИ 1394943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД