Светлана Седова
Проектная деятельность при изучении курса «Православная культура» для учащихся 4-х классов
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность при изучении курса «Православная культура»
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная методика как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего перед учащимися ставится задача воспроизведения и осмысления информации, изложенной учителем. Для воспроизведения некой суммы знаний учащимся предлагается обратиться к информационным источникам, подтверждающим, уточняющим и расширяющим слово учителя.
Публикация «Проектная деятельность при изучении курса „Православная культура“ для учащихся 4-х классов» размещена в разделах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы через самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Творческий проект это совместное “учитель – ученик” продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата. Учитель выступает в роли сотрудника - консультанта и участника проекта. Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для того чтобы заинтересовать школьников, использую проектную деятельность. Первая проблема, с которой столкнулась, начиная заниматься проектной деятельностью, это неумение учащихся использовать то огромное количество информации, которое находится в свободном доступе: большое разнообразие научно-популярной литературы, находящейся в свободной продаже; электронные библиотеки и ресурсы сети Internet.
В своей практике стараюсь как можно чаще, использовать проектную методику, которая стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Была организована работа над творческим проектом «В чем красота православного храма?».
Методический паспорт учебного творческого проекта
Творческий проект «В чем красота православного храма?». Предмет: Православная культура. Участники проекта : ученики 4 -х классов Школа : Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа г. Ноябрьск» Руководитель: Седова С. Н., учитель Православной культуры Время работы над проектом : февраль – март 2010 года
Форма работы: урочная, внеурочная.
Информационно-техническое обеспечение: учащиеся использовали школьные и домашние компьютеры, изучали печатные документы, книги, материалы в Интернете, использовали иллюстрации и фотографии, делали рисунки.
Цели проекта
Формировать познавательные интересы учащихся.
Научить работать в команде и индивидуально над решением единой проблемы.
Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность на учебном материале курса Православная культура.
Формировать компетентность в сфере самостоятельной творческой деятельности
Научить пользоваться Microsoft Power Point
Научить кратко, излагать свои мысли устно и письменно
Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов.
Выработать навыки поиска, сортировки и выбора информации с использованием компьютерных ресурсов.
Задачи:
Развитие индивидуально-творческих способностей учащихся
Постановка вопросов, их обсуждение и решение, использование полученных знаний
Развитие коммуникативных навыков у учащихся
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний.
Мотивация работы – развитие творческих способностей на основе личного выбора форм и методов работы.
Критерии оценки:
Практическая направленность;
Познавательность;
Необходимость данных знаний в жизни;
Содержательность.
Организационная работа проводилась на уроках Православной культуры и во внеурочное время. Подбор информации и работа с ней велась самостоятельно.
Вот некоторые темы исследований, которые выбрали ученики:
«Русский Православный Храм», ученики 4б класса Полупанов Михаил, Мизев Иван и Бабич Данил (публикация)
«Храмы города Ноябрьска», ученики 4б класса Векшина Елизавета, Канивец Виктория и Слисарчук Валентин (презентация)
«Православный храм глазами детей», коллективная работа учащихся 4 класса (альбом рисунков)
«Как правильно вести себя в православном храме?», работа учениц 4б класса Сысенко Марии и Черноусовой Лидии (реферат)
«Чудотворные иконы Божьей Матери», ученица 4 класса Зайцева Екатерина (презентация)
Были определены сроки выполнения проекта
1. Объявление проекта.
2. Выпуск информационных сообщений- 1урок, 20 минут
3. Выбор тем исследований школьников – 1 урок, 15 минут.
4. Формирование групп для проведения исследований – 1 урок, 10 минут
5. Обсуждение плана работы групп – 1 урок, 20 минут
6. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 2-3-й уроки и внеурочное время
7. Подготовка школьниками презентации о проделанной работе – 4 -5-й уроки, внеурочное время
8. Защита полученных результатов и выводов – 6 – 7 уроки
Также было определено, что надо сделать, для достижения конечной цели.
Этапы проекта :
Выбрать основные задания для исследования.
Провести анализ собранной информации
Используя PowerPoint, Publisher, Excel сделать презентацию, публикацию, кроссворд, оформив результаты своей исследовательской работы.
Провести групповое обсуждение проделанной работы.
Добавить новую информацию, используя отзывы, полученные от товарищей во время представления результатов своей работы.
Завершить свою работу, добавив новую информацию.
Продолжить свою работу, сделав результаты еще лучше.
Собрать все воедино и записать на компьютер.
Изучить, по возможности, множество источников и аргументировано отобрать нужную информацию.
Выбрать самую важную информацию.
Написать отчет со своей собственной точки зрения.
Учащиеся были ознакомлены с особенностями исследовательской работы
Работая в группе, распределить обязанности.
Работая над исследованием, не отклоняться от основного вопроса.
Окончательные результаты исследования представить в мультимедийном виде.
Вот пример работы над созданием публикации.
Работа по созданию публикации
Проводя индивидуальные и групповые консультации, заполнялись листы планирования самостоятельной деятельности учащегося.
Лист планирования информационного бюллетеня
«Русский православный храм»
Общая цель создания информационного бюллетеня:
Подведение итогов самостоятельной учебной работы по проекту.
Название: Русский православный храм
Какая тема и вопросы учебной программы затрагиваются в информационном бюллетене: Православный храм в жизни христиан.
Кому посвящались храмы на Руси.
Каменные храмы, Деревянные храмы,
Внутреннее устройство храма.
Темы и список материалов, которые нужно найти в Интернете:
Каменные храмы, Деревянные храмы, Кому посвящались храмы на Руси
Перечень дополнительных ресурсов, которые вы можете использовать при создании бюллетеня:
Яndex-энциклопедии https://encycl.yandex.ru
Рубрикон https://www.rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU https://www.megabook. http//www.edic.ru Большой энциклопедический и исторический словарь. http// www.rgub.ru Российская государственная юношеская библиотека.
Для достижения поставленных задач информационный бюллетень должен также включать в себя следующее: Название: Русский православный храм Список основных исполнителей: Полупанов Михаил, Мизев Иван и Бабич Данил. В рамках какого учебного проекта создается публикация: Православная культура Краткое описание учебной темы проекта : История русского православного храм. Объяснение целей самостоятельной работы учащегося :
Развивать фантазию, наблюдательность, внимание и творческие способности
Познакомить с методом проектирования; созданием публикации
План работы:
Изучить материал по данной теме.
Выбрать темы для статей публикации.
Подобрать фактический материал.
Подобрать иллюстративный материал
Также информационный бюллетень должен включать в себя:
Передовицу главного редактора по основной темепубликации;
Обзор литературы, мультимедийных и Интернет-ресурсов;
Фотографии, собственные иллюстрации и компьютерную графику;
Цитаты, список использованных материалов;
После обсуждения материала с ребятами был составлен план работы над публикацией:
1. Введение названия публикации, заголовков основных и дополнительных статей.
2. Определение количества страниц бюллетеня, количества статей и их тем.
3. Определение количества и места размещения графических объектов.
4. Указание пути поиска изображений.
5. Планирование места для указания использованных материалов.
Следуя данному плану, учащиеся создали интересную творческую работу, которая получила хорошую оценку.
Презентуя свой проект, учащиеся рассказали о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как.
В процессе работы над проектом или исследованием у учащихся формировались следующие элементы творческой деятельности :
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов,
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Реализация метода творческих проектов изменила мою позицию, из носителя готовых знаний в организатора самостоятельной познавательной деятельности учеников.
Нельзя сказать, что проектная деятельность – решение всех проблем в обучении, но она очень важное средство, спасающее уроки от однообразия, скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора.